Инфраструктура «общего пользования»

Российские законы позволяют государству залезать в карман иностранных инвесторов "на законных основаниях"
Похоже, "не склалось" у иностранных инвесторов с проектами "Сахалин-1" и "Сахалин-2" . Хоть они забастовки устраивали, хоть они российским чиновникам угрожали. Ничем-то наших не пробрать. На днях высокопоставленный российский чиновник подтвердил, что иностранные инвесторы не зря беспокоятся за судьбу своих денег, вложенных в разработку Сахалинского шельфа.

В конце прошлой недели в Москве прошел 4-й ежегодный Российский энергетический саммит . На нем замглавы Минэнерго России Владимир Станев открытым текстом объяснил иностранным товарищам, что инфраструктура проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", которую иностранные инвесторы строят на свои деньги и для себя "любимых", будет по сути дела инфрастуктурой "общего пользования" . Об этом сообщает RusEnergy .

"ПРАВДА.Ру" уже на раз писала о сложностях, которые возникли у иностранных инвесторов, которые имели неосторожность взяться за разработку нефтегазовых месторождений Сахалинского шельфа. Дело в том, что депутаты Государственной Думы с подачи местных чиновников "наехали" на операторов обоих этих проектов. По российским законам о СПР до 70% оборудования , используемого при проектах СПР, должно быть советского производства. Выяснилось, что компании Exxon Mobil и Royal Dutch-Shell (основные акционеры компаний-операторов) предпочитают закупать для трубопроводов трубы японского производства. И это не удивительно — российские металлурги таких труб вообще не производят, а из Японии их везти близко. К тому же японские компании — также акционеры операторов этих проектов. Но объяснить депутатам ничего не удалось. Они пригрозили ужесточением закона о СПР. В ответ оператор проекта "Сахали-2" "Сахалин Энерджи" попыталась угрожать российской стороне прекращением работ. Однако впоследствии свою позицию смягчила. Что, впрочем, не смягчило главное противоречие между инвесторами и российской властью — закон "О СПР" иностранцев категорически не устраивает.

Как сообщает RusEnergy , рассматривая возможности экспорта с острова нефти, которую станут добывать проекты "Сахалин-3" и далее до "Сахалин-8" , Владимир Станев считает, строимые сейчас трубопроводы они выйдут на будущий терминал в бухте Перевозная на побережье Тихого океана. Этот терминал будет построен российской государственной монополией "Транснефть" , и станет конечным пунктом нефтепровода из Ангарска, который намечено проложить вдоль Байкало-Амурской магистрали .

Замглавы Минэнерго, в частности сказал: "Нам представляется, что, конечно же, эти проекты первоначально будут использовать маршруты, подготовленные для "Сахалина-1" и "Сахалина-2", авот далее без маршрута, который готовится компанией "Транснефть" на Приморье, сахалинским проектам, видимо, не обойтись".

Для западного бизнесмена, всю жизнь действовавшего в рамках "западной" деловой этики такое намерение представителя российского государства сравнимо с "самым кошмарным сном" . Получается, что, к примеру, оператор пректа "Сахалин-1" Exxon Neftegas "за свои" строит нефтепровод на материк — к порту Де-Кастри в Хабаровском крае. Оператор "Сахалина-2" Sakhalin Energy также "за свои" протянет нефтепровод и газопровод длиной свыше 700 км к заводу по производству сжиженного природного газа и к будущему нефтеэкспортному терминалу в районе Корсакова . Причем, каждая их этих компаний намерена гнать по этим трубопроводам исключительно собственную продукцию. Однако российский чиновник говорит строителям "большое спасибо, господа" и дает отмашку, чтобы в трубопроводы (в соответствии с российским принципом "равного доступа") начали закачивать свою продукцию и другие компании.

Для западного человека такая постановка вопроса означает одно — "молниеносная экспроприация на "законных" основаниях" . Но, как выясняется, Минэнерго "в своем праве" . По российским законам оно может распоряжаться частными иностранными трубопроводами как сочтет нужным. Более того, чиновник по закону может регулировать тариф на прокачку в "чужом" трубопроводе. Такой подход закреплен в федеральном законе "О естественных монополиях" .

Наивным иностранцам кажется, что произошло какое-то чудовищное недоразумение. Они раз за разом пытаются донести до российских чиновников простую мысль — так делать нельзя. Они топают ногами, провоцируют международные скандалы, грозят забастовками. Цель одна — русские должны изменить свои "дурацкие" законы. Но по данным RusEnergy , в Государственной Думе не собираются пересматривать закон "О естественных монополиях". Там подумывают об ужесточении закона "О СПР".

Как при этом будут чувствовать себя в России иностранные инвесторы, похоже, никого просто не волнует. А иностранцам, по уши влезшим в освоение Сахалинского шельфа, видимо, придется заложить в смету дополнительные расходы, учитывающие присутствие незапланированных "нахлебников ". Как они смогут объяснить это обстоятельство своим акционерам? Один Бог знает. Очевидно, придется переадресовать все вопросы политическому руководству России, раз за разом обещающему "глупым" иностранцам, что со дня на день в стране будут созданы самые наиблагоприятные для иностранных инвестиций условия и климат.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/18997-n/

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"