Как ужи на сковородке

Кто же все-таки собирается гарантировать вклады населения?

Мало кто сомневался, что российские банкиры совершенно не в восторге от необходимости гарантировать вклады граждан, доверивших им свои деньги. Правительство довольно долго их мурыжило, прежде чем они сдались перед жестокой необходимостью. Но считать вопрос решенным так и нельзя. Более того, недавно против нового законопроекта высказался и главный хранитель сбережений россиян — "Сбербанк" , так как согласно законопроекту получалось, что вклады комбанков по сути дела должны гарантировать именно его вкладчики. Существовало подозрение, что в конечном итоге, заботу о вкладах с "легкой" руки российского банковского сообщества опять свалят на государство — то есть предусмотрят на эти цели отдельную статью годового бюджета или что-нибудь в этом роде. Однако отказывается, бюджет такие нагрузки может не выдержать. И гарантии вкладов в таком случае опять превращаются во что-то расплывчатое и эфемерное. Как "облако в штанах" .

Центральный Банк РФ , естественно, с самого первого момента был причастен к разработке системы гарантирования вкладов населения. Причем проект, подготовленный правительством РФ , был представителями ЦБ атакован, и в конечном итоге обогатился и центробанковским взглядом на проблему. Судя по всему, препирательства насчет гарантирования вкладов не кончились. Сегодня директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Алексей Симоновский заявил российским журналистам, что конечным источником гарантирования банковских вкладов в случае кризисных потрясений должен стать государственный бюджет России . Ни больше, ни меньше. Об этом сообщает РИА "Новости".

По словам Алексея Симоновского, гарантийный фонд должен складываться в первую очередь из взносов государства, а также из отчислений самих банков. В случае банковского кризиса в России, если на гарантирование части вкладов населения не будет хватать взносов коммерческих банков (а, спрашивается, когда это их хватало?), гарантом прав и сбережений граждан должен во всей своей красе выступить государственный бюджет Российской Федерации.

Тем более что согласно правительственному законопроекту, государство, в лице Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) , и так внесет первоначально в фонд 3 млрд. рублей . Коммерческие же банки, допущенные до денег народа, ежегодно должны будут отчислять по 0,6% от суммы находящихся в них депозитов. Алексей Симоновский уверен, что для реальных гарантий российским вкладчикам вполне достаточно фонда примерно в 5 млрд. рублей , и накопить такую сумму можно всего за год существования системы гарантирования.

Однако с новаторством ЦБ явно не согласны в Государственной Думе РФ . Председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов - откровенный сторонник принятия правительственного варианта закона. Он считает, что гарантии вкладов населения — слишком тяжелая ноша для бюджета. В случае кризиса бюджет может и не справиться — "не такой он избыточный", уверен депутат. Поэтому главным гарантом вкладов населения , на его взгляд, должен стать экономический рост .

Согласитесь, "экономический рост" понятие чересчур деликатное и донельзя расплывчатое. Тем более что в легкой промышленности г. Иваново "рост" может быть отрицательным. Однако в статистических выкладках Госкомстата РФ он все равно будет компенсирован увеличением экспорта нефти и газа и увеличением валютной выручки в связи с ростом цен на мировых углеводородных рынках. А гарантировать вклады все-таки должен кто-то конкретный. Иначе это не гарантии, а черт знает что.

Парламентарий Валерий Зубов, кстати, усматривает в правительственном проекте закона некую неувязочку, так сказать, "юридическую коллизию", связанную с АРКО. Потому что согласно законопроекту, АРКО выступает в роли и контролера , и собственно страховщика . Иными словами, Агентство должно будет заниматься вопросами выплат средств вкладчикам в случае наступления "страхового случая", определять величину страховых взносов для банков, обращаться в Центробанк с просьбой проверить какой-либо банк в случае возникновения подозрений о его неустойчивой работе. Кроме того, АРКО будет требовать от банков отчетность, объем которой будет согласован с ЦБР. Что, в общем-то, само по себе не слишком хорошо. Глава комитета Госдумы, однако, уверен, что с принятием закона гарантии фонда и бюджета так или иначе будут даны всем банкам, принимающим вклады населения.

Честно говоря, такой серьезный вопрос, как гарантии вкладов населения (особенно после того, что вытворяли с вкладами последние советские правительства, а впоследствии и российские — кризис межбанка в 1995 году , когда рухнули всероссийские пирамиды Мавроди и др., банк "Чара" , "Национальный фонд спорта" , OLBI и др.; дефолт 1998 года ) должен, что называется, решаться "при полном непротивлении" всех заинтересованных сторон. Однако сегодня в России совершенно не наблюдается ничего, хоть как-нибудь напоминающего общенациональный консенсус.

Страна дошла до того уровня, когда гарантировать вклады необходимо — без этого никак. Однако у главных российских игроков не получается "разрулить" проблему красиво и со вкусом. Вместо этого — сплошная перепалка, кивания друг на друга и перманентные попытки попросту сигануть в кусты. В общем, ведут себя как клубок ужей на сковородке. Ясно, что ничего путного в этой ситуации не выйдет. Так, может быть, лучше повременить с принятием этого закона? А за это время привести все стороны к традиционному для России "добровольно-принудительному" согласию относительно целей и методов гарантирования вкладов населения? При необходимости, применяя к ним (сторонам) кнут и другие опять же традиционные "средства убеждения"? Как говориться, не хочешь по-хорошему, будет по-плохому.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/18409-n/

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру