Крепчающая неконкурентоспособность

По данным Госкомстата, в первом полугодии был достигнут сравнительно неплохой экономический подъем. Данные по ВВП за первый квартал показали прирост на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. В Минэкономразвития показатель за все полугодие оценивают в 7,2%. Это лучше, чем в 2002 г., когда ВВП увеличился на 4,1%; лучше, чем в 2001 г. (5,3%) и в 1999 г. (5,4%). Был только один год — 2000-й, когда ВВП вырос на 9% - близко к ориентиру, предложенному недавно президентом. Видимо, именно в 2000-м с особой силой проявился положительный эффект импортозамещения в результате многократной девальвации рубля. Тогда коэффициент покрытия импорта экспортом достиг 2,4 раза против 1,9 в 1999 г. и 2001 г. Но затем соотношение стало меняться в пользу импорта еще быстрее. По результатам первого полугодия текущего года темп прироста стоимости экспорта, несмотря на высокие мировые цены на нефть, оказался ниже темпа прироста стоимости импорта — соответственно, 19,2% и 23,0%.

Тем не менее экономический рост в целом, считая со второй половины прошлого года, оказался довольно значительным. В 2003 году он в первую очередь опирался на увеличение внешнеторгового оборота (по данным за первый квартал, плюс 26,6% к показателю того же периода прошлого года), а также на сравнительные успехи в базовых отраслях экономики (кроме сельского хозяйства) — рост на 7,2%, в том числе в промышлености на 6,8%. На 14,3% увеличился объем строительства, на 8,9% оборот розничной торговли, инвестиции в основной капитал — на 11,9% против 2,5% в первом полугодии 2002 г. И все же в Минэкономразвития перспективы роста в нынешнем году оценивают довольно сдержанно. Как на одну из причин этого указывают на вялую, с неоднократными провалами динамику промышленного производства от месяца к месяцу во втором квартале. Поэтому, как считает Герман Греф, по итогам года ВВП увеличится только на 5,9%. При этом, по его мнению, многое будет зависеть от мировых цен на нефть, текущий прогноз которых на второе полугодие вполне благоприятен для российской нефти Urals — 26 долл. за баррель.

Однако отношение экономистов к такому положению дел неоднозначно. По мнению многих аналитиков, обильный приток экспортных поступлений увеличивает в стране так называемый "долларовый навес", а это чревато проявлением симптомов "голландской болезни": чрезмерным укреплением реального курса рубля, повышением издержек производства и снижением темпов роста в отечественной промышленности. Между тем в стране и так наблюдается рост безработицы. Уже в четвертом квартале прошлого года она превысила 6 млн. человек (средний показатель за 2002 г. — 5,7 млн. чел.), в феврале 2003 г. достигла 6,6 млн. чел., а в среднем за второй квартал нынешнего года составила около 6,2 млн. чел.

По сведениям Минэкономразвития, там уже изменили прогноз среднегодового курса рубля к доллару на 2003 г. с 33,7 до 30,9 рубля за один доллар. Всего же рубль укрепится за год на 12-13%. Но если ЦБ будет активно поддерживать доллар, ему не удастся удержать инфляцию в пределах обещанных 12%, она скорее достигнет 13,5-14%. Высказываются также опасения, что события вокруг ЮКОСа могут привести к усилению оттока капиталов из страны. Во всяком случае, такая тенденция проявилась в июне и июле, хотя пока еще трудно сказать, что в данном случае сыграло более важную роль, политические события или сезонный пик платежей по иностраным контрактам. Но так или иначе, на следующий год Минэкономразвития прогнозирует несколько меньший рост ВВП, чем на этот, — 5,2%, а в 2006 г. чуть выше — 6%.

Из статистических показателей не видно признаков движения к заветной цели — повышению темпа экономического роста до 10%, а из заявлений должностных лиц — убежденности, что этого можно достичь в ближайшем будущем. Мысли экономистов крутятся вокруг одной проблемы — как выбрать приемлемый путь между Харибдой и Сциллой: негативными последствиями возможного понижения цен на нефть, с одной стороны, и "голландской болезнью" при сохранении высоких цен на нее -- с другой. Дискуссия сводится к тому, как обеспечить в том и другом случае макроэкономические условия, требуемые для поддержания хоть какого-то экономического роста. Похоже, о большем остается разве что только мечтать. Но если вглядеться в эту проблему пристальнее, могут возникнуть вопросы для обсуждения и за пределами темы о макроэкономических пропорциях.

Вот "голландская болезнь". В нашей стране проблема выглядит не совсем так, как на ее родине. Парадокс в том, что этой болезнью могут страдать только достаточно высоко развитые индустриальные экономики, которые до возникновения ее причин (а в случае Голландии это было открытие крупнейших запасов углеводородов в Северном море) уже отличались высокой конкурентоспособностью в системе международного разделения труда. В отличие от них промышленность нашей страны до такого уровня просто еще не доросла.

Ее низкая конкурентоспособность как на внешних рынках, так и на внутреннем определяется (конечно, за определенными исключениями) не столько уровнем издержек производства, сколько ограниченным ассортиментом и низким качеством предлагаемых товаров. Большинство отечественных производителей в состоянии бороться внутри страны только за место в нише, в которой идет конкуренция между низкокачественными товарами для потребителей с низкой платежеспособностью.

Справедливость такого утверждения вполне подтверждается анализом данных о динамике промышленности, которые содержатся в отчете Госкомстата за первое полугодие. На их основе можно выделить три группы факторов, которые в конечном счете обеспечили ее общий подъем на 6,8%. Первая из них — опережающий рост производства в некоторых отраслях промышленности, которые или сами задают темп экономике, или обслуживают отрасли-"локомотивы". Прежде всего это конечно, нефтедобывающая промышленность — рост за полугодие на 11,5%. И одновременно отмечены повышенные темпы, например, в трубопроводном транспорте, производстве сварных труб, черной металлургии, выпуске доменного и сталеплавильного оборудования. Налицо цепочка "вагонов", которую потянул за собой "локомотив" - нефтяная промышленность. Опережающие темпы наблюдаются и в связанных с планами нефтяных компаний производствах в нефтехимической промышленности. Также отмечен повышенный рост выпуска некоторых товаров для сравнительно успешно развивающихся внутренней торговли и строительства.

Вторая группа факторов — успехи отдельных производств в тех или иных отраслях, достигнутые благодаря проявленной ими способности к росту в условиях конкуренции. Для иллюстрации сказанного можно указать на успехи отдельных производств в цветной металлургии, а в легкой промышленности на увеличение выпуска льняных тканей. И все же основную часть примеров повышенных темпов роста производства пока что дают временные успехи отдельных предприятий в борьбе за заказы на сравнительно небольшие партии продукции и особенно за массовый спрос на дешевые товары низкого качества. В последнем случае это некоторые виды домашних товаров длительного пользования, мужской одежды, растительные масла и маргариновая продукция, колбасные изделия, дешевые лекарства.

Но в целом преобладающая ориентация отечественных производителей на ограниченный спрос на сравнительно дешевые инвестиционные и потребительские товары — это признак незавершенности восстановительного роста, который идет в основном на базе старых технологий. Однако его потенциал исчерпывается. Об этом свидетельствуют низкие темпы или регресс в автомобильной и легкой промышленности, тракторном и сельскохозяйственом машиностроении, в ряде других отраслей, а также возобновившийся рост безработицы. Преодолеть зависимость от динамики мировых цен на нефть и другие экспортные сырьевые товары можно только в том случае, если удастся повысить конкурентоспособность обрабатывающей промышленности по ассортименту и качеству, подняв ее технологический уровень до международного стандарта. А это невозможно без масштабного переноса на отечественную почву передовых иностранных технологий, что, в свою очередь, требует достаточно благоприятного для решения этой задачи реального курса рубля.

Юрий Александров , доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН
ИА МиК

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/357/10706_competitive.html

Обсудить