Не отказывай государству. Или пожалеешь!

Частные нефтепроводы — не для России. Касьянов сказал.
Премьер-министр правительства России Михаил Касьянов, похоже, подвел жирную черту под целой пачкой проектов российских олигархов и иностранных инвесторов, весивших не один десяток миллиардов долларов. Михаил Касьянов во время своей рабочей поездки в Мурманск напомнил нефтяникам, что по российским законам все новые нефте- и газопроводы в России должны принадлежать государству. А частным инвесторам (за финансирование строительства этих новых государственных газо- и нефтепроводов) полагается лишь "спасибо" да льготный тариф на прокачку своей нефти.

И действительно, напоминают "Известия", до сих пор почти все магистральные нефтепроводы в России принадлежали государственной монополии "Транснефть", а газопроводы — государственному же "Газпрому". Досадным с точки зрения российских чиновников исключением стала лишь труба Каспийского трубопроводного консорциума — каким-то невыясненным способом ее умудрились построить на деньги иностранных и российских частных компаний для доставки казахского углеводородного сырья в Новороссийск. Эта первая ласточка очевидно и внушила неоправданные надежды российским олигархам и охочим до российской нефти иностранным магнатам. Российские нефтяники замыслили еще несколько проектов, осуществление которых окончательно похоронило бы монополию государства на экспорт нефти и газа. Но не тут-то было!

Вот эти проекты. Компания "РУСИА Петролеум" (ее крупнейшие акционеры — British Petroleum, ТНК и "Интеррос", планирует построить газопровод от Ковыктинского газового месторождения в Китай. Стоимость этого проекта по разным оценкам колеблется в районе 2-3 млрд. долларов.

Нефтяная компания "Юкос" договаривается с Китаем о строительстве нефтепровода Ангарск-Дацин. Независимые эксперты оценивают проект примерно в 1,7 млрд. долларов. Планируемый объем поставок — 30 млн. тонн нефти в год.

Строительство нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск, на которое "Юкос", "ЛУКОЙЛ", ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз" планируют потратить 3,4 — 4,5 млрд. долларов. Планируемая пропускная способность нефтепровода — до 80 млн. тонн нефти в размере

Более того, частные нефтепроводы в России уже строят. Причем не только отечественные нефтяники, но и иностранцы.

"ПРАВДА.Ру" уже сообщала о попытках главных акционеров по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" устроить международный скандал. Потому что оператор проекта "Сахалин-1" Exxon Neftegas "за свои" строит нефтепровод на материк — к порту Де-Кастри в Хабаровском крае. В свою очередь, оператор "Сахалина-2" Sakhalin Energy также "за свои" тянет нефтепровод и газопровод длиной свыше 700 км к заводу по производству сжиженного природного газа и к будущему нефтеэкспортному терминалу в районе Корсакова. Причем, каждая их этих компаний намеревалась прокачивать по этим трубопроводам исключительно собственную продукцию. Однако замминистра энергетики Владимир Станев объяснил иностранцам, что тянуть свои трубопроводы им следует туда, куда скажет "Транснефть". Да и распоряжаться трубопроводами после завершения строительства также станет государство. По своему, естественно, усмотрению. Иностранцы замминистра, кажется, не поняли. А зря.

Но этот пример не единственный. Нефтяная компания "Юкос" вот уже четыре года договаривается с Китаем о строительстве магистрали Ангарск-Дацин, чтобы уже в 2030 г. поставлять Великому восточному соседу до 30 млн. тонн нефти в год. Более того, "Юкос" уже договорился с китайской государственной нефтяной компанией CNPC о гарантиях закупки нефти и кредите для строительства российского участка трубы — своих средств компании явно не хватает. При этом, как гордо заявляют в российской нефтяной компании, российская доля в нефтепроводе будет как минимум 51%.

Можно оставить в стороне тот факт, что, по мнению президента России Владимира Путина (высказано на заседании Совета безопасности РФ), строительство нефтепровода в Китай угрожает национальной безопасности страны, и тянуть его нужно в Находку. Тем более что на российском Дальнем Востоке острый дефицит нефтепродуктов. Достаточно того, что отговаривать главу России от этой затеи лично прилетел (не поленился) японский премьер — Дзюнъитиро Коидзуми.

Еще один проект частного трубопровода связан с желанием российских нефтяных олигархов продавать нашу нефть в США — строительство нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск. Возник этот проект аккурат перед российско-американским нефтяным саммитом в Хьюстоне. И придумал его также глава "Юкоса" Михаил Ходорковский. Соавторами проекта сразу же согласились быть российские нефтяные компании "ЛУКОЙЛ", Тюменская нефтяная компания (ТНК) и "Сибнефть". Не так давно к складывающемуся консорциуму вроде бы присоединился и "Сургутнефтегаз". Нефтяники договорились скинуться на новую трубу пропускной способностью до 80 млн. тонн нефти в размере 3,4 — 4,5 млрд. долларов.

И здесь государство, устами своего высокопоставленного чиновника не преминуло пыл олигархов слегка постудить. Перед новым годом глава государственной нефтяной компании "Роснефть" Сергей Богданчиков, к тому же раздосадованный неудачей с приватизацией "Славнефти", разъяснил коллегам из "частного сектора", где в кране нефть течет. Он заявил, что никакого частного нефтепровода в Мурманск строить не надо. Вместо этого он предложил олигархам безвозмездно скинуться на модернизацию государственной Балтийской трубопроводной системы. А государство наше, мол, добра не забывает. Однако олигархи от предложения госколлеги отмахнулись. Более того, активизировали свою работу с ручными лоббистами в госаппарате. А Михаил Ходорковский даже на прием к Владимиру Путину пошел. Объясняться.

Однако видимо, плохо объяснял. Выдержав грамотную театральную паузу, премьер-министр Михаил Касьянов (второе лицо в государстве, между прочим) подвел итог подковерной дискуссии — трубопроводы в России должны принадлежать государству. Заявил он это на совещании как раз по поводу строительства экспортной трубы в Мурманск. Кроме того, по утверждению очевидцев, премьер резко осадил инициаторов этого проекта: "Вы же понимаете, что по законодательству в России не может быть частного магистрального нефтепровода", — сказал он. По словам Михаила Касьянова, он уже доходчиво объяснил это самому Михаилу Ходорковскому. Но тот, видимо, от волнения не все разобрал.

В итоге премьер посоветовал олигархам привести проект в соответствие с "правилами игры", после чего пообещал рассмотреть его на заседании правительства. При этом, по заверению Касьянова, государство вовсе не отказывается от частных инвестиций в трубопроводный бизнес. "Эти вложения могут быть учтены при установлении для компаний тарифа на прокачку нефти, — пояснил он. — Дело в правильности расчетов, и они уже делаются". Впрочем, премьер не стал уточнять — кем.

Летом прошлого года, когда замглавы Администрации президента РФ питерец Дмитрий Козак внес в правительство проект национализации недр, все это выглядело как не слишком смешная шутка. Тогда казалось, что выше "ельцинских" олигархов только звезды в небе. Когда сегодня премьер, известный своей близостью к "Семье", к которой также крайне близки и все вышеупомянутые олигархи, позволяет себе так с "цветом российского бизнеса" разговаривать, то это что-то да должно значить. (Может быть, то, что через какое-то время — когда все детали будут утрясены — президент России позволит себе опровергнуть премьер-министа на этот счет?)

По сообщениям российских СМИ, предложение Михаила Касьянова российских нефтяников разочаровало. Кто-то из них так ему и сказал: Вы, мол нас разочаровали, Михал Михалыч. В кулуарных беседах главы крупнейших нефтяных компаний России заявляют, что не собираются финансировать проекты, контроль над которыми остается у государства. По их словам, они хотели бы посмотреть как у "Транснефти" выйдет привлекать средства для строительства трубопроводов. Они уверены, что у "Транснефти" ничего не выйдет.

Однако у государственной монополии "Транснефть" существуют отлаженные чиновничьи методы по отъему денег. Так в интервью "Ведомостям" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев объяснил, что его компания будет брать кредиты, а возвращать их станет за счет тарифов по транспортировки нефти. Вот и вся нехитрая государственная технология. К тому же, надо полагать, и японский премьер Дзюнитиро Коидзуми не зря прилетел в Москву и обсуждал здесь строительство транссибирского магистрального газопровода в Находку.

Перефразируя определение известного классика марксизма-ленинизма, можно сказать: Делать бизнес в государстве, и быть свободным от государства — невозможно. Поэтому ситуация, когда олигархи отказывают государству, кажется абсурдной. Тем более, в таком пустяке. Ведь это даже не избирательная компания по выборам президента России. Но, с другой стороны — куда они денутся? Вряд ли того же Михаила Ходорковского сильно привлекает судьба Бориса Березовского, который в России был крут, а теперь в Лондоне — никому не нужен.

А между тем, Михаил Касьянов, огорчив донельзя нефтяников, видимо, решил подсластить пилюльку — он узрел прекрасные нефтяные перспективы России. Причем, не где-нибудь в привычных местах нефтедобычи, а в Арктике. В будущем нефть в России будут добывать не только в традиционной Западной Сибири, но и на Арктическом шельфе, заявил он там же — в Мурманске. По его словам, правительство намерено увеличить финансирование геологоразведочных работ в этом регионе. А к тому времени, когда геологи найдут новые месторождения, уже не столь упрямые олигархи принесут "Транснефти" требуемую сумму на серебряном подносе? Или после президентских выборов 2004 года новоизбранный президент решит, что теперь частные трубопроводы как раз России подходят?

Не хотелось бы абсолютно все, что происходит сегодня в России, списывать на предвыборный синдром. Но что делать?

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/20379-n/

Обсудить