Куршский балет Евросоюза

Или почему России не дают добывать нефть на Балтике
В то время как крупнейшие нефтяные компании России ломают голову и изыскивают средства для транспортировки российской нефти за рубежи Родины, некоторые (очевидно, наиболее умные) представители нефтяной олигархии придумали, как доставлять нефть на Запад почти без всяких трубопроводов и лишних затрат. Российская нефтяная компания «Лукойл» подтвердила свое намерение начать добычу нефти на шельфе Балтийского моря, рядом с жемчужиной Балтики – Куршской косой, расположенной в 22 км от побережья в Калининградской области, рядом с российско-литовской границей. Однако против такой перспективы поднялись буквально все – от экологов и антиглобалистов до правительств стран Балтии и международных финансовых организаций. Дошло до того, что президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), между прочим, крупнейшего кредитора «Лукойла», Жан Лемьер выразил свою озабоченность этими планами и даже призадумался о том, стоит ли давать российской компании новые кредиты.

Российские экологи добрались до г-на Лемьера на 12-й ежегодной встрече ЕБРР, аккурат накануне Дня Победы прошедшей в Ташкенте. Жан Лемьер встретился с представителями экологической организации «Экозащита», и те нажаловались международному финансисту на «Лукойл». Экологи рассказали г-ну Лемьеру о том, что «Лукойл» нарушил законы при организации общественного обсуждения добычи нефти на месторождении Д-6 (Кравцовское). По их словам, представители нефтяной компании ограничили доступ экологов в район месторождения, а граждан лишили их конституционного права на информацию. К тому же «Лукойл» отказался проводить независимую общественную экспертизу проекта разработки месторождения. При этом экологи вручили президенту ЕБРР свой доклад об этом и призвали его приостановить кредитование «Лукойла» до тех пор, пока опасный проект разработки месторождения Д-6 (Кравцовское) не будет остановлен, а сама компания не проведет внутреннее расследование по фактам нарушений закона и ограничению доступа общественности к информации.

Г-н Лемьер, конечно же, не стал обещать экологам, что оставит «Лукойл» без денег, однако отметил, что экология штука серьезная, и пообещал, что представители его банка обсудят этот вопрос с менеджерами российской нефтяной компании. И такая возможность у ЕБРР реально существует – «Лукойл» крупнейший заемщик банка в России. Только в 2000 году компания Вагита Алекперова заняла у ЕБРР 150 млн. долларов на три года. Причем занял именно на разработку того самого месторождения Кравцовское. После получения кредита президент «Лукойла» Вагит Алекперов как раз и объявил, что намерен качать нефть на шельфе Балтики. Причем тогда у ЕБРР эти планы никаких возражений не вызвали. Более того, и у других заинтересованных сторон вроде бы возражений тогда не нашлось. Вагит Алекперов ясно дал понять, что компания не собирается выносить документы по постройке нефтяной платформы ни на какие общественные обсуждения. Мол, достаточно и российской государственной экспертизы. Почему же сегодня г-на Лемьера вдруг стали мучить сомнения?

Нежелание рассекречивать свои нефтяные планы г-н Алекперов объяснил просто: «В этих документах содержится коммерческая тайна, которая стоит огромных денег и представляет большой интерес для конкурентов. В проекте использованы новейшие технологии, в том числе и те, которые надежно обеспечивают экологическую безопасность эксплуатации морской нефтяной платформы. Реализуя этот проект, мы руководствуемся российским законодательством, которое предусматривает предоставление таких материалов только компетентным органам. Добавлю, что мы не меньше общественных защитников окружающей среды заинтересованы в соблюдении всех экологических требований и норм, так как несем за это ответственность, причем не только материальную». Казалось бы куда яснее?

Комитет по экономической политике Калининградской областной Думы под давлением экологов организовал по этому поводу так называемые общественные слушанья. Депутаты облдумы заслушали представителей «Лукойл-Калининградморнефти» и пришли к выводу, что при тех технологиях, что планирует применять «Лукойл» никакого урона окружающей среде нанесено не будет. Зато Калининградская область получит несомненную пользу: плату за водопользование, компенсационные выплаты за воздействие на природные объекты, экологические платежи. Только на воспроизводство рыбных запасов область получит 3,8 млн. рублей. Пока платформа будет строиться, в регионе добавиться 500 новых рабочих мест, из которых 300 станут постоянными. Особенно депутатов радовало, что после начала эксплуатации месторождения возрастет инвестиционная привлекательность области. Калининградская область в России отнюдь не среди передовиков по части экономического развития. Казалось бы, что может быть лучше? Но прибалтийских соседей такая перспектива, похоже, очень раздражает и пугает.

Местная экологическая группа «Экозащита» продолжает обвинять «Лукойл» во всевозможных грехах, настаивает на проведении дополнительной, независимой общественной экспертизы, подразумевая в первую очередь привлечение экспертов из стран Евросоюза. Экологи настаивают на том, что осуществление проекта крайне опасно для окружающей среды. И требуют чтобы «Лукойл» раскрыл все свои тайны для международной общественности – то есть для экспертов из стран Евросоюза и правительствами соседних прибалтийских республик. Есть ли основания под обеспокоенностью борцов за чистоту окружающей среды?

В докладе «Экозащиты» и Балтийского ресурсно-информационного центра отмечается, сто случайный розлив нефти может нанести невосполнимый ущерб исключительно чувствительной экосистеме национального парка «Куршская коса». Действительно в этом регионе Балтийского моря ученые наблюдают уникально высокий уровень биоразнообразия. Литовская и российская части Куршской Косы, в 2000 году (как раз когда был выдан кредит ЕБРР) включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Что, естественно, налагает дополнительную ответственность на любого недропользователя. Но это вовсе не значит, что добывать в этом районе нефть категорически нельзя.

Сопредседатель «Экозащиты» Владимир Сливяк, вполне справедливо напоминает, что работы по сооружению нефтяной платформы на Куршской косе начались еще в 1985 году. Однако спустя два года были свернуты из-за протестов общественности. Общественность же протестовала из-за случая разлива нефти в результате «проверочного» бурения. Тогда в море вылилось около 70 тонн нефти. Большая ее часть достигла берегов Куршской Косы, почти 20 км прибрежной полосы и российского и литовского участков (тогда все это было – СССР) было загрязнено. Неприятно, конечно. Но на всякий случай все же следует иметь в виду, какие события происходили в 1987 году. В республиках Прибалтики тогда фактически началась антисоветская революция – произошел всплеск национализма, оформились прозападные политические силы, массовые общественные акции на улицах прибалтийских городов часто не прекращались неделями. Понятно, что в такой обстановке было не до разведки нового месторождения. Да и сам розлив нефти вполне мог оказаться диверсией воодушевленных патриотов прибалтийской независимости.

Сегодня руководство «Экозащиты» основной упор делает уже на несколько иной аспект проблемы. По словам Владимира Сливяка, национальные правительства республик Прибалтики, муниципалитеты, двусторонние и международные доноры (ЕБРР, Всемирный банк, Европейское сообщество, Швеция, Дания и др.) на сегодняшний день уже инвестировали миллионы долларов в развитие «устойчивого туризма, охрану окружающей среды и экологические проекты в этом регионе (естественно, в Литве). Однако из-за того, что «Лукойл» собирается добывать нефть, все эти инвестиции оказываются под угрозой. Такая забота российских экологов об инвестициях не в Калининградскую область, а в прилегающие территории, которые скоро все станут территорией Евросоюза, кажется несколько странной и небескорыстной. Тем более что протесты экологов вполне логично сочетаются с заявлениями прибалтийских политиков.

Напомним, что в Литве была развязана беспрецедентная компания по поводу планов «Лукойла» начать добычу нефти в непосредственной близости не только от национального парка, но и литовкой курортной зоны (в частности, пляжей Ниды, куда и инвестировались капиталы европейского происхождения). Несмотря на то, что Минприроды РФ последовательно информировало министерство литовское окружающей среды обо всех стадиях госэкспертизы проекта «Лукойла», в Литве не переставали заявлять, что российской экспертизе никакого доверия «быть не может», а Россия просто игнорирует требования Литвы. В самой же Литве всякая производственная деятельность в районе, прилегающем к Куршской косе, запрещена. Однако, это совсем не означает, что в Калининградской области ситуация должна зеркально отображать литовскую. Тем не менее, некоторые политические силы в Литве пытались увязать проблему нефтедобычи на Кравцовском месторождении с «калининградскими визами».

Точнее же литовскую (и общеевропейскую) позицию, надо полагать вице-министр министерства окружающей среды Литвы Эмилис Густайнис. На III сессии Межпарламентского форума сейма Литвы и Калининградской областной Думы он дал понять, что освоение месторождения Д-6 в принципе, возможно, если «Лукойл» приобретет в Европе самые современные технологии и привлечет к работам известных (видимо, тех, кого в Литве знают) европейских экспертов.

Обо всей серьезности и обеспокоенности Объединенной Европы (а после прошедшего референдума, Литва уже фактически – ее часть) к российскому «нефтяному» присутствию на Балтике, несомненно, красноречиво свидетельствует и тот факт, как легко малоизвестные российские экологи смогли получить аудиенцию у президента ЕБРР в Ташкенте. Надо полагать, также не случайно «Лукойл» получил предложение от Госкомимущества Узбекистана в приватизации национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз». Этот факт в конце прошлой недели подтвердил старший вице-президент ООО «Лукойл Оверсиз Холдинг Лтд.» (дочерняя структура, осуществляющая международные проекты) Азат Шамсуаров. Объединенная Европа как бы напоминает российской компании, что место России – в Азии, а никак не на Балтийском шельфе, среди литовских пляжей, в который Швеция, Дания и Германия уже успели вложить миллионы евро.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/9953_oil.html

Обсудить