Перезагрузка: США отменили все нефтяные контракты в Ираке

Контракты, заключенные российскими, китайскими и французскими нефтяными компаниями с бывшим иракским руководством на разведку новых месторождений больше не имеют юридической силы и будут пересмотрены, заявил в интервью американской газете Washington Post бывший глава американского подразделения Royal Dutch Shell Филлип Кэррол. Кроме того, он утверждает, что при экспорте нефти Ираку совсем необязательно ориентироваться на решения ОПЕК и соблюдать квоты. По его словам, Багдад и раньше не был "регулярным" участником картеля, так что сейчас тем более нет нужды ориентироваться на эту организацию. В данный момент г-н Кэрролл работает главой группы иностранных советников при иракском министерстве нефти. Как отмечают эксперты, к его мнению прислушиваются не только "послушные" иракцы, но и ведущие участники нефтяного рынка. Соответственно, такого рода заявления, не могут не сказаться на мировых ценах на нефть.

В своем интервью г-н Кэррол не назвал конкретно, какие компании окончательно лишились иракского нефтяного пирога. Однако он уточнил, что старая "порочная" практика раздачи выгодных нефтяных контрактов взамен на политическую поддержку отошла в прошлое вместе с прежним иракским режимом. Очевидно, потому, что Ираку больше не нужна ничья политическая поддержка — ее этому разгромленному ближневосточному государству теперь оказывают вооруженные силы США и Великобритании.

По мнению, BBC Russian.com, таким образом, под угрозой оказываются абсолютно все контракты, подписанные государственными и близкими к государству компаниями из Франции, России и Китая. По мнению главы группы иностранных советников, Министерство нефти Ирака должно как следует рассмотреть все эти контракты, и если они "не были заключены в интересах иракского народа, пересмотреть их".

Американский чиновник объяснил свою позицию следующим образом. Во-первых, режим Саддама Хусейна использовал контракты на разработку и добычу нефти как инструмент политического давления на правительства иностранных государств, вынуждая их таким образом оказывать Ираку экономическую помощь и политическую поддержку на международной арене. Во-вторых, практически абсолютное большинство этих контрактов было заключено без открытого конкурса или тендера. Очевидно, г-н Кэрролл имеет в виду, что, если бы "все было по-честному", то эти контракты, без всякого сомнения, получили бы американские или британские компании. Однако из-за санкций Совета Безопасности ООН, ни американские, ни британские нефтяные компании все равно не могли добывать иракскую нефть.

"Безусловно, были контракты, выгодные, скажем так, одной из сторон, — утверждает Филлип Кэрролл. — И это стороной не был иракский народ". По его словам, для пересмотра и расторжения этих контрактов существует вполне приемлемая правовая база. "Я уверен, что министерство нефти захочет еще раз взглянуть на эти соглашения", — утверждает глава группы советников.

Между тем, следует отметить, что многие российские компании в Ираке вели разработку нефти и поставляли нефтяное оборудование не абы как, а в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". То есть у российских нефтяников также имеются веские правовые основания бороться за соблюдение своих прав. США настаивают на отмене санкций ООН, и сами намерены их не соблюдать. В этом случае российским нефтяным компаниям придется в открытую конкурировать с крупными компаниями из США и Великобритании. Притом, что политическое прикрытие будет полностью на стороне конкурентов. Единственный безусловный козырь российских компаний (и, очевидно, их единственная "контрамарка" к иракской нефти) — наличие опыта работы в Ираке и наличие подробной геологоразведочной информации о здешних месторождениях. Однако совершенно очевидно, что возможный допуск российских компаний в Ирак возможен только на американских условиях. Поэтому о восстановлении своих позиций в нефтяной отрасли Ирака, скорее всего, можно и не мечтать.

Впрочем, как известно, "русские не сдаются". "Лукойл" неоднократно заявлял, что намерен отстаивать свои права в международном суде, хотя контракт с ним был расторгнут еще правительством Хусейна до войны. Конкурент "Лукойла" - российская компания "Юкос", не имевшая никаких контрактов в Ираке, как заявил ее глава Михаил Ходорковский, наоборот — намерена побороться за иракские контракты на общих основаниях.

В отличие от российских нефтяных компаний, французская TotalFinaElf никаких контрактов с правительством Саддама Хусейна не подписывала, если не считать протокола о намерениях. Однако закрепленные за собой иракские месторождения — Маджнун и Бин Умар (приблизительные запасы 16-36 млрд. баррелей), ненавязчиво включала в свои активы, что не могло не сказаться положительно на ее имидже и деятельности.

Что же касается, участия Ирака в нефтяном картеле ОПЕК, то, по мнению, большинства экспертов, выход Ирака из ОПЕК, вполне может уничтожить эту организацию. А, по данным Washington Post, в иракском министерстве нефти вопрос о выходе из ОПЕК рассматривается на полном серьезе. То есть, так или иначе, о соблюдении установленных ОПЕК квот со стороны Ирака при любом раскладе, видимо, не может идти и речи. По словам, американского чиновника, Ирак должен добывать и продавать нефть чтобы восстановить разрушенное американской армией хозяйство страны. Тем более что Ирак и так время от времени, выходил из режима квот нефтяного картеля. В общем, иракский народ, считает г-н Кэрролл, должен избрать наиболее выгодный для себя путь, очевидно, послушно следуя советам и указаниям американских советников.

Тем не менее, большинство аналитиков считает, что Ираку при любых раскладах потребуется все равно не меньше года, прежде чем уровень добычи нефти сможет хотя бы достичь границ квот, определенных ОПЕК. До войны Ирак добывал около 3 млн. баррелей нефти в день. Так, по мнению министра нефти Ирана Бижана Зангане, в случае отмены санкций производство нефти в Ираке со временем, но не сразу может достигнуть 3,5 млн. баррелей в день.

При всем при том, с Ирака до сих пор не сняты санкции ООН, препятствующие возобновлению из этой страны экспорта нефти. Наиболее активным противником снятия санкций выступает Россия, которой ко всему прочему Ирак должен от 8 до 10 млрд. долларов. Повод, из-за которого упорствует Москва, прост, но по-своему логичен. ООН ввело санкции против Ирака из-за подозрения, что режим Хусейна разрабатывает и производит оружие массового уничтожения (ОМУ). Искать ОМУ в Ираке были посланы эксперты ООН. Однако из-за начала войны они вынуждены были покинуть страну. Теперь же оккупационные власти США отказываются пускать их обратно, утверждая, что если ОМУ в Ираке есть, то они найдут его сами. Однако пока в наличии или отсутствии ОМУ не убедятся инспекторы ООН, санкции ООН не могут быть сняты.

В общем, это образец гениального, почти "прусского" бюрократизма, но неизвестно, устоит ли он перед напором американцев, которым, в принципе, на все эти тонкости плевать "с высокой стройки". Так или иначе, возвращение российских нефтяных компаний в Ирак — вопрос исключительно политический. И решение его может быть достигнуто на самом высоком международном уровне, а отнюдь не в международных судах. Пока же, эксперты отмечают, что шансы российских и французских компаний на возвращение практически равны нулю.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить