Russia for sale

Укрупнив нефтяные компании, российские олигархи неизбежно продадут свой бизнес транснациональным корпорациям
Эксперты все еще ломают голову над тем, кто же из крупных иностранных нефтяных компаний приобретет 50% акций объединенной "ЮкосСибнефти". Однако, похоже, сэйл-пионер Тюменская нефтяная компания (ТНК), продавшись BP, подала не самый лучший пример не только коллегам, но и государственным чиновникам. Можно сколько угодно рассуждать о плюсах прихода на российские рынки крупных иностранных инвесторов, но суть дела от этого не меняется — контроль за российской экономикой тихо мирно переходит к транснациональным корпорациям. А процесс этот помимо явных плюсов имеет и массу неочевидных, но весьма серьезных минусов. По крайней мере, большая часть нефтяного сектора российской экономики к президентским выборам может оказаться под иностранным контролем. Что не может не сказаться на раскладе политических сил. Да и векторы развития страны от этого явно изменятся.

Вчера стало известно, что четвертая по величине нефтяная компания США Marathon Oil Corporation и Ханты-Мансийская нефтяная корпорация (ХМНК) достигли окончательной договоренности о слиянии. Причем, как в таких случаях происходит, слиянием это оказывается лишь на словах. Marathon платит за ХМНК живыми деньгами — примерно 275 млн. долларов, обязуясь при этом взять на себя все долговые обязательства российской компании и погашение ее неоплаченных ценных бумаг. Однако в соответствии с условиями сделки принадлежащая корпорации Marathon дочерняя компания сольется с ХМНК, и объединенная компания получит статус полностью дочерней компании Marathon. Так что на деле слияние окажется банальнейшим поглощением.

Однако печально, что в правительстве РФ сочли, что продажа иностранцам нефтяных компаний — это достаточно простой и легкий способ пополнить казну. Раньше иностранцам старались важные предприятия не продавать, или, по крайней мере, иностранного инвестора всегда уравновешивал какой-нибудь крупный российский олигарх. Теперь же, похоже, все будет по-другому. Тем более что олигархи и сами стремятся уравновесить возросшие амбиции государственной власти притоком иностранного капитала.

Государство решило, что не случится ничего страшного, если оно, к примеру, утратит контроль над российскими зарубежными нефтегазовыми проектами. Посему решено избавиться от государственного внешнеэкономического объединения "Зарубежнефть", известного широкой публике своими контрактами в Ираке.

Причем в плане приватизации госимущества на 2003 год "Зарубежнефть" не фигурировала. Однако правительство, стоящее перед очевидным фактом возможного падения цен на нефть после завершения войны в Ираке, и перед реальной угрозой нехватки денег уже в этом году, вынуждено было пересмотреть весь список приватизируемых объектов и значительно расширить его. В итоге премьер Михаил Касьянов подписал распоряжение, по которому "Зарубежнефть" должна быть акционирована и приватизирована еще до окончания года.

В Минимуществе необходимость приватизации "Зарубежнефти" объясняют вроде бы вполне прагматическими причинами. Де, как таковая эта компания правительству не нужна. А поскольку ее иракские контракты фактически остались только на бумаге, то, в некотором роде, она превратилась в обузу для бюджета. И действительно, несмотря на то, что саддамовское правительство не расторгало с "Зарубежнефтью" контракты как с "Лукойлом", ее перспективы эти контракты сохранить сегодня сводятся к нулю. Однако Ирак — далеко не самый важный актив компании.

Под контролем "Зарубежнефти" находится — совместное российско-вьетнамское предприятие "Вьетсовпетро". Планы по добыче нефти этим СП достигают 16 млн. тонн в год. При этом курирующий ТЭК вице-премьер Виктор Христенко как-то похвастал, что в российский бюджет от деятельности "Вьетсовпетро" за один год поступило 400 млн. долларов. Пусть во Вьетнаме и не все благополучно из-за агрессивных притязаний американской Exxon-Mobil, но от этого актива отмахнуться просто так нельзя. А после приватизации, вьетнамская нефть и связанные с ней прибыли и проблемы, естественно, станет заботой нового владельца. И государство окажется ни при чем.

Но и это не все. У "Зарубежнефти" имеется также крупный совместный проект с "Газпромом" - "Зарубежгазстрой", компания и выполняет нефтяные работы в Сирии и Индии. В СНГ она также занимает не последнее место. В 2001 году "Зарубежнефть" и "Итера" подписали соглашение с правительством Туркменистана об освоении туркменских нефтегазовых месторождений. Позже к ним также присоединилась и государственная "Роснефть". Постановлением российского правительства "Зарубежнефть" получила опцион в освоении месторождения Курмангазы на шельфе Каспия. И все это оценивается Минимуществом всего лишь в 143 млн. рублей?

Трудно сомневаться, что все это в конечном итоге достанется крупным иностранным нефтяным компаниям. Даже если для начала "Зарубежнефть" возьмет под контроль какая-нибудь российская компания — "Лукойл" или "Роснефть". Совершенно очевидно, что российские нефтяные компании укрупняются с одной целью — для перепродажи своего укрупненного бизнеса иностранцам. Более того, в коридорах правительства идут разговоры о приватизации последнего бастиона государственной нефтяной монополии — компании "Роснефть". Аналитики не сомневаются, что после приватизации "Зарубежнефти", судьба "Роснефти" уже не составит никаких сомнений. Ее тоже ждет приватизация. Со всеми ее активами и контрактами.

Приватизировав "Зарубежнефть", правительству придется решать, что же делать дальше с уполномоченными компаниями по соглашениям о разделе продукции. Сейчас эту роль выполняют государственные "Роснефть" и "Зарубежнефть". После приватизации "Зарубежнефти" единственным представителем интересов государства на нефтяном рынке остается "Роснефть". Однако сегодня уже не подлежит сомнению, что государство недолго будет сопротивляться желанию российских нефтяных олигархов, положивших глаз на "Роснефть". Стало быть, и ее активы вскоре окажутся в руках иностранных инвесторов.

Конечно же, крупные российские нефтяные компании хотят любой ценой выжить в кардинально меняющемся мире. Ибо никто не позволит им разгуливать по нефтяным полям планеты самостоятельно. Эти поля давным-давно уже застолбили предприимчивые американцы и британцы, поддерживаемые всей мощью авианосных флотов США. И понятно стремление российских нефтяных олигархов залучить в совместный бизнес крупных иностранных партнеров. Особенно американских. Это гарантия сбыта в США, это более широкая возможность для привлечения заемных средств на осуществление амбициозных проектов, как в России, так и за ее пределами. Иными словами, это совершенно другой уровень бизнеса. Как раз то, к чему так страстно и явно стремился тот же Михаил Ходорковский, и не столь явно остальные нефтяные бароны России. Однако соответствует ли государственным интересам такая вот опосредованная передача целых отраслей экономики под контроль транснациональных корпораций? Это большой вопрос. Но его не принято задавать ни в Доме правительства, ни на Старой площади.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/9842_.html

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру