Виртуальное богатство недр

Кидаясь из одной крайности в другую, власти порой забывают о том, что нефтегазовые запасы России, в первую очередь, нужно не "пиарить", а добывать.
Ситуация вокруг Талаканского нефтегазового месторождения в Якутии, динамично развивающаяся в последнее время, в свете последних событий наверняка получит новый импульс. Новый виток начался с того, что право краткосрочного пользования недрами его центрального блока получила компаний "Сургутнефтегаз". Раньше временная лицензия на пользование месторождением обладала подконтрольная "Юкосу" компания "Ленанефтегаз". Но это уже в прошлом.

Независимые аналитики тут же поспешили заявить — у "Юкоса" отбирают запасы. При этом многие из них позабыли, как еще два года назад называли аукцион по Талакану едва ли не фикцией, а бонус, так и не заплаченный бонус, — ни в какие ворота не влезающим.

Вообще-то, в истории российского ТЭКа "Юкос" не был первооткрывателем оригинальной методики увеличения капитализации компании — много говорить о несметных запасах и не стремиться их добывать. Задолго до "Юкоса" так поступали с газовыми запасами "РУСИА Петролеум", расположенными по соседству с нефтяными кладовыми Якутии. Но, по тем или иным причинам, ни большого газа Ковыкты, ни промышленной нефти Талакана в промышленных объемах так никто и не увидел. И тому есть свои причины.

За несколько лет присутствия "Юкоса" в Якутии ничего радикального в нефтяной сфере не произошло. Нефть для нужд местных котелен добывали и раньше, а экспорт через Северный морской путь 57 300 т (четыре танкера класса "река — море") вряд ли можно считать весомым достижением.

Ситуация изменилась. И по сведениям "Фокуса", генерального директора "Сургутнефтегаза" Владимира Богданова ожидает в Якутии тщательно срежессированная волна народного гнева. Достаточно посмотреть на содержимое практически любого местного СМИ, чтобы узнать, что приход его компании в республику сравним по последствиям с Ленскими событиями 1912 г. Тогда расстрел рабочих привел к социальному и политическому взрыву во всей России. Поговаривают, что и Владимир Ульянов после этого стал Лениным.

И, судя по всему, Богданов действительно попал в непростую ситуацию. "Сургутнефтегаз" честно стремился попасть в Якутию и предлагал за это вполне адекватные деньги на конкурсе в 2001 г. И наверняка, заполучи он Талакан тогда, сегодня в Якутии добывалось бы уже не 250 000 тонн нефти в год, а куда больше. Но сделать этого Богданову тогда не дали. А когда началась кампания откровенного наступления на "Юкос", ретивые чиновники тут же отдали "Сургуту" заветное право недропользования (пусть и на время). Причем как "Фокус" ни пытался выяснить дату подачи "Сургутнефтегазом" оперативно удовлетворенной Минприродой заявки, ни в Москве, ни в Якутске сделать ему это не удалось.

Но даже если ее и не было вообще, главный вопрос заключается не в этом. Не получится ли так, что, кидаясь из одной крайности в другую, власть забудет о том, что в Якутии есть нефтегазовые запасы, которые нужно не "пиарить", а добывать. А это Владимир Богданов умеет делать. Но дадут ли ему сделать это? Большой вопрос.

"Русский фокус"

Обсудить