Андрей Козлов закрывает «прачечные»

Кое-кому это не нравится
Банковский бизнес, как ни один другой, нуждается в стабильности. На финансовом рынке доверие — это деньги. И когда финансовый рынок нервозен из-за слухов, реальны последние или мнимы, всегда найдутся умельцы, которые на недостатке информации смогут сделать деньги. Отзыв лицензии у "Содбизнесбанка" и последовавшая за нею самоликвидация "Кредиттраста" (эти два банка принадлежали одному владельцу) ввергли банковский рынок в состояние хаоса.

Поползли слухи о том, что ЦБ составил "черный список" недобросовестных банков, который, якобы, в скором времени (а может и уже) лег на стол главе МВД Рашиду Нургалиеву. В обоих ведомствах категорически отрицают наличие такого списка, но банкиры готовы поверить во что угодно. Кризис доверия напугал не только банкиров, но и их клиентов. Многие стали переводить счета из мелких банков в те, с которыми ничего не может случиться, — прежде всего, принадлежащие государству или крупным иностранным финансовым структурам. Едва ли не самыми чуткими оказались страховщики, которые не могут рисковать своими резервами, а, по сути, будущими выплатами.

Последние недели страховые компании переводят страховые резервы из небольших банков в госбанки и в "дочки" иностранных банков, сообщают "Ведомости". Большинство из них традиционно держали счета в небольших банках по принципу "бизнес за бизнес", заявил "Ведомостям" гендиректор "АльфаСтрахования" Владимир Скворцов. По его словам, банки страховали свое имущество или сотрудников, а страховщик взамен размещал резервы на депозите в банке. Многие страховщики рассказали, что сейчас переводят резервы из небольших банков в государственные. Этих резервов у них в общей сложности около 250 млрд. руб., из которых около 25 млрд. руб. размещены на банковских депозитах.

Кипятку в котел сплетен и слухов о нестабильности банковской системы плеснули и депутаты Госдумы. 17 июня несколько депутатов Госдумы из различных фракций) направили письмо на имя президента России В. Путина, директора ФСБ Н. Патрушева и генпрокурора В. Устинова, в котором говорится о предкризисной, стремительно ухудшающейся ситуации в банковской сфере, виноваты в создании которой представители Центробанка, и, в частности, зампред ЦБ Андрей Козлов, который среди всего прочего отозвал лицензию у "Содбизнесбанка", что спровоцировало панику в банковской сфере. "В настоящее время мелкие и средние банки поставлены на грань выживания, а крупные кредитные учреждения уже испытывают серьезные трудности в финансировании своих клиентов" - говорится в письме депутатов, о котором сообщил "Интерфакс". Его авторы просят руководство страны поручить Центробанку и правоохранительным органам дать оценку действиям представителей ЦБ, называя Козлова "строителем пирамиды ГКО и одним из организаторов дефолта 1998 года".

Далее, отмечая, что "каких-либо весомых аргументов и объективных экономических факторов для возникновения кризиса не существовало", депутаты видят причину дестабилизации в том, что она спровоцирована "некомпетентными либо умышленными действиями официальных представителей Центрального Банка России".

Депутаты просят президента дать поручения главам ЦБ, Генпрокуратуры и ФСБ о проведении расследования действий Андрея Козлова, "спровоцировавших панику в банковской сфере". Касаются депутаты в письме и действий Центробанка вокруг печально известного "Содбизнесбанка". Оказывается, еще в апреле этого года "Центральный Банк России ввел ограничительные санкции в отношении "Содбизнесбанка" (запрещение сроком на 6 месяцев проведения операций по привлечению денежных средств на депозиты физических лиц и операции по купле-продаже иностранной валюты)", но ни население, ни предприятия не были проинформированы о проблемах банка.

"Когда обычные граждане, ориентируясь на широкую рекламу "Содбизнесбанка", продолжали нести в банк свои сбережения, руководство Центрального Банка России не предоставило свои комментарии по этому поводу. Столь же беззащитными перед безответственностью Андрея Козлова оказались и тысячи предприятий, продолжавших пользоваться своими счетами в этом банке", — говорится далее в письме. Кроме того, непосредственно в вину Андрею Козлову ставится "двухнедельное бездействие по реализации своего же распоряжения о введении внешнего управления и упорное игнорирование интересов вкладчиков и клиентов банка породили неразбериху не только в их среде, но и панические действия на всем российском банковском пространстве".

Кроме того, в письме приводится еще один малоизвестный факт — об открытии "на территории посольства США обменного пункта "Ситибанка" с функциями филиала", то есть на территории зарубежного государства, где контроль за его деятельностью крайне затруднителен. За что лично Андреем Козловым было получено благодарственное письмо посла США в Москве Александра Вершбоу. Письмо заканчивается просьбой президенту дать поручение главам ЦБ, ФСБ и Генпрокуратуры с целью разобраться, не нанесли ли действия Андрея Козлова ущерб экономической безопасности страны.

Глава ЦБ Сергей Игнатьев принял огонь на себя, заступившись за своего первого заместителя Андрея Козлова. Вся работа Центробанка "в целом направлена на укрепление банковской системы и дает свои результаты", — заявил он, добавив, что "вероятность банковского кризиса сейчас чрезвычайно мала и со временем становится все меньше и меньше, несмотря на все переходные периоды". Игнатьев твердо уверен, что банковская система сегодня здорова и даже "сильнее, чем была несколько лет тому назад". Глава ЦБ даже подкрепил свое заявление об особой ликвидности банков внушительными цифрами последних дней — 22 млрд. рублей поступило в московские банки за три дня прошлой недели из фонда обязательных резервов, и 700 млн. долл. Центробанк купил у банков за несколько последних дней. В целом же Сергей Игнатьев всячески поддерживал Андрея Козлова. "Считаю обвинения необоснованными, — подчеркнул он. — Все существенные решения Козлов, как мой первый заместитель, принимает с моего согласия".

Однако успокоить банкиров ни подчиненные Игнатьева, ни он сам так и не смогли. Пришлось вмешаться Путину. Источник, близкий к Кремлю, говорит, что своей встречей с Игнатьевым и ее трансляцией по ТВ президент решил "успокоить банкиров". "Порядок (в банковской системе), без сомнения, нужно наводить, но прошу действовать аккуратно", — цитирует президента агентство "Прайм-ТАСС". Аккуратность в понимании президента означает "никаких массовых зачисток в банковской системе одномоментно думать об интересах людей (клиентов банков)" - именно об этом он попросил Игнатьева.

Банковские аналитики рейтингового агентства Standard & Poor's считают, что российский Центробанк занял правильную позицию в борьбе за очищение российской финансовой системы. Здесь считают, что слабость институтов национального рынка может стать причиной его крушения в случае резкого изменения внешней конъюнктуры — например, падения цен на нефть. Банковская система — это просто ахиллесова пята российского капитализма. "Несмотря на ошеломляющие темпы роста бизнеса российских банков... реформирование сектора идет по-прежнему медленно, а банки не хотят избавляться от многих своих недостатков", — говорится в специальном докладе, опубликованном вчера агентством.

Гипотетический уровень валовых проблемных активов в общем кредитном портфеле российских банков оценивается аналитиками S&P в 50-75%. Это означает, что в случае экономического кризиса три четверти выданных банками кредитов могут быть не возвращены. С соответствующими последствиями для кредиторов самого банка, в том числе его вкладчиков. По этому показателю Россия находится на уровне Китая, Индонезии, Египта и Турции. "В последней, — напоминает директор подразделения финансовых услуг S&P Эммануэль Волланд, — волна экономического кризиса привела к закрытию около трети всех банков в стране, а ликвидация последствий банковской катастрофы обошлась властям в астрономическую сумму — $50 млрд". Россию спасает лишь то, что доля банковского сектора в стране относительно невелика. Доля внутренних кредитов составляет чуть более 20% всего ВВП России. Эксперты МВФ считают, что даже "достаточно сильное потрясение банковской системы, равнозначное финансовому кризису 1998 года, оказалось бы эквивалентным 3-5% ВВП, то есть относительно умеренным в сопоставлении с международными мерками".

Это обстоятельство, видимо, и подталкивает Центробанк на решительные действия именно сейчас, пока масштабы банковского сектора не достигли размеров, например, нефтяной отрасли, где очищение бизнеса сопровождается значительным ущербом для финансового рынка.

Но если так все прекрасно, то почему такой шум. Кто расшатывает банковскую систему, и кому помешал Козлов? Действия надзорного блока и впрямь вызывают вопросы, но ЦБ работает по законам, принятым парламентариями. Обращение депутатов вряд ли вдохновит на ударную работу сотрудников ЦБ, у которых на памяти пример замначальника московского главка ЦБ Александра Алексеева, который оказался крайним в истории со стабкредитом СБС-Агро. Получается, что возможное многомесячное разбирательство ФСБ и прокуратуры может оказаться на руку бизнесменам, которые активно пользуются услугами не особо щепетильных банков для обналички и отмывания денег. По данным самих банкиров, после скандального отзыва лицензии у Содбизнесбанка цены за обналичку на черном рынке подскочили с 0,2-0,3% до 7-10%. И этот бизнес едва не оказался под угрозой сворачивания. Ловкие дельцы, не брезгающие ничем, почувствовали, что миллиарды уплывают из рук. Атака была спланирована мастерки: СМИ, депутаты, банкиры, бунтующие вкладчики и т.д. Свалить Козлова, а если получится, то и Игнатьева, вот их цель. Не вышло.

Что касается "проблем" банковского рынка, ЦБ нужна схема быстрой санации отдельных проблемных банков с минимальным ущербом для вкладчиков и контрагентов. Нужно научиться в зародыше гасить панику, которая, как показали последние недели, готова разгореться даже на фоне прекрасных фундаментальных показателей.

Мнение эксперта

Заместитель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев :

Само письмо не может сыграть положительной роли, будучи опубликованным, и я очень надеюсь на то, что на Андрея Андреевича не успеют надеть наручники. Но я обеспокоен тем, что многие люди это читают и начинают на это реагировать не очень хорошо. Да, действительно есть определенные трудности в банковской сфере, но банкиры не велят произносить слово "кризис" и я этого не буду делать. "Содбизнесбанк" - повод промежуточный. А генеральный повод очевиден — перепроверка банков в связи с их вступлением в систему страхования, которая вызвала определенный напряг — каждый банк себя перепроверил и свою судьбу достаточно точно может предсказать. Но судьбу соседа предсказать трудно и поэтому на всякий случай он считает полезным воздержаться от того, чтобы этому соседу дать деньги.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить