Кратковременная отсрочка

"Белтрансгаз" неизбежно станет частью империи "Газпрома"
Возобновление поставок российского газа в Белоруссию — всего лишь отсрочка. И притом самая небольшая. А потом или вопрос будет решен в пользу "старшего брата", или братского и дружественного соседа ждет энергетическая катастрофа. Никакого третьего решения не проглядывается. И, стало быть, пора, наконец, посмотреть правде в глаза.

Временное отключение газовой трубы, очевидно, оказало на белорусскую сторону отрезвляющее воздействие. Высокопоставленные чиновники "Белтрансгаза" зашевелились и подписали с частными российскими компаниями "ИТЕРА" и "Транснафта" дополнительные договора. Но даже этому предшествовало неоднократное общение белорусского президента Александра Лукашенко с президентом России Владимиром Путиным. Но что мог сказать Путин своему братскому коллеге? В общем, сказал, как есть — никто не станет выкручивать руки российским компаниям, пока "Белтрансгаз" не подпишет договора. Вот договора и были подписаны. Но они позволяют Белоруссии получать российский газ только до конца месяца. Что будет с белорусами после 29 января (а февраль синоптики обещают свирепо морозным) так и не понятно. Все равно нужно подписывать долгосрочные контракты. И цена кубометра зависит теперь только от самих белорусов.

"ИТЕРА" и "Транснафта" продают Белоруссии газ по рыночным ценам — по 46 долларов за тысячу кубометров. "Газпром" же в течение всего прошлого года запрашивал за тот же объем по 28 долларов за тысячу кубометров. Даром, не даром, но найти газ по такой цене можно, наверное, только в Саудовской Аравии а радиусе полутора километров непосредственно от добывающей скважины. Согласно ранее подписанным соглашениям, "ИТЕРА" и "Транснафта" уже поставили Белоруссии 1,05 млрд. кубометров газа. Однако январская потребность Белоруссии в природном газе по расчетам экспертов находится на уровне 2 млрд. кубометров. И понятно, что без "Газпрома" никак не обойтись.

Ну, просто неоткуда взяться в Белоруссии другому газу. В цивилизованной Европе недолюбливают нынешнего Белорусского президента Александра Лукашенко, и не прочь свергнуть его по типу Милошевича или Шеварднадзе. Так что с Запада никакого газа ждать не стоит. И даже если какие-нибудь циничные европейские дельцы решат на белорусах нажиться и продать им газ, то Белоруссия все равно не заплатит требуемую сумму. Ведь Москве Минск не соглашается платить и по более низким ценам. Кажется, сам Бог велел Белоруссии прийти в себя и сесть за стол переговоров с "Газпромом". И полюбовно обо всем договориться. Так почему же Беларусь не соглашается на новые условия "Газпрома"? И почему, собственно, эти условия изменились?

Совершенно понятно, что, отгружая газ по 28 долларов за тысячу кубов, "Газпром" торгует себе в убыток. Этот убыток до сих пор мог быть оправдан только тем, что Белоруссия — очень дружественная России страна. Более того, Россия и Белоруссия, вроде бы еще не отказались от мысли слиться в Союзное государство. Однако слияние это что-то затянулось, и политические дивиденды от таких намерений в самом лучшем случае пока равны нули, в худшем — уже составляют отрицательную величину. В "Газпроме" команда под руководством Алексея Миллера продолжает наводить порядок. И то, что Белоруссия так мало платит за газ — это явный беспорядок. Для такой современной и прозрачной компании, каким пытается сделать "Газпром" команда новых менеджеров, такое положение вещей просто недопустимо. Поэтому совершенно логично, что или Белоруссия должна платить за газ больше, или должна компенсировать убыток каким-то другим способом.

Предмет интереса российского монополиста давно известен — фактический контроль над белорусской газотранспортной системой — госкомпанией "Белтрансгаз". Эксперты "Газпрома" оценили стоимость своего интереса и назвали его — 580 млн. долларов. В Белоруссии закатили глаза и заявили, что это очень дешево, прямо-таки за бесценок и напоминает наглый грабеж посреди бела дня. Но не дешевле ведь, чем мерзнуть зимой без российского газа? Достаточно передать "Газпрому" 51% акций "Белтрансгаза" и без всяких проблем контракт по поставкам российского года на весь следующий год будет подписан. Причем по старой цене — 28 долларов за тысячу кубометров до конца года. А дальше, в конце концов, как-нибудь тоже договорится можно.

Но в безупречную логику топ-менеджеров "Газпрома" вмешалась социально-экономическая обстановка в Белоруссии и амбиции президента Лукашенко. Дело в том, что бюджет-2004 в Белоруссии сверстан из расчета 30 долларов за тысячу кубометров российского газа. При этом примерно половина бюджета тратится на выплату зарплат белорусским бюджетникам. Более того, в этом году Александр Лукашенко обещал поднять среднюю зарплату в республике до 250 долларов (сейчас — 128). Если придется покупать российский газ по 50 за тысячу кубов, то энерготарифы в Белоруссии придется повышать и рост благосостояния народа так и останется пустым обещанием. А если зарплату повышать, то "Белтрансгаз" окажется в лапах у алчного "Газпрома".

В Москве президенту Лукашенко прозрачно намекают (уж прозрачнее некуда), что "правильная" приватизация "Белтрансгаза" только укрепит российско-белорусскую дружбу. К тому же Лукашенко окажется в состоянии выполнить свои предвыборные обещания. Но Лукашенко — стреляный воробей. Он понимает, что отдать "Белтрансгаз" значить отдать власть. Ничто и никто после этого не помешает российским компаниям прибрать к рукам все ликвидные активы Белоруссии. А после этого равноправный российско-белорусский союз плавно превратится в бесславное присоединение к России. Очевидно, этого Лукашенко боится больше всего на свете, но, куда ни глянь, другого выхода у него нет. Но лазейки есть. И это для России весьма болезненно.

Практически весь российский природный газ, поставляемый в европейские страны, течет в эту самую Европу по трубам "Белтрансгаза", находящегося в руках Лукашенко. Поэтому утверждения экспертов о том, что Москва решилась на "газовый шантаж" Минска, не вполне корректны. Еще как посмотреть, кто кого шантажирует. Ведь "Газпром" не может не выполнять своих обязательств перед Европой. А это значит, что газ в белорусских трубах не иссякнет. Однако если в Белоруссии начнут воровать предназначенный для Европы газ, то закончится все может очень плачевно.

По мнению генерального директора Центра политической конъюнктуры в Москве Константина Симонова, в этом случае формат политических и экономических отношений кардинально и необратимо изменится. "Я думаю, что это будет серьезным основанием для того, чтобы российское правительство либо "Газпром" подали в международный арбитражный суд. Это конфликт, в котором белорусская сторона просто не может выйти победителем", — уверен московский эксперт. И действительно, куда более независимая Украина под давлением России вынуждена была войти в совместный газотранспортный консорциум. Позиция Белоруссии куда более уязвима.

Если бы в российско-белорусскую газовую проблему не замешалась бы политика, то она, скорее всего, была бы уже давно решена. Также легко и непринужденно, как и проблема грузинских энергосистем. И "Белтрансгаз" точно также стал бы частью империи "Газпрома". И Белоруссии, и ее народу от этого было бы только лучше. Однако, поскольку навязчивые амбиции Александра Лукашенко по-прежнему маячат на переднем плане, то решаться все будет долго и мучительно.

Пока же Владимир Путин поручил премьеру Михаилу Касьянову рассмотреть вопрос о предоставлении Белорусии кредита, чтобы та смогла заплатить за российский газ по новым ценам. Касьянов, вроде бы не против. Как передают информационные агентства, он пообещал президенту подумать.

Белоруссия, скорее всего, свой кредит получит. Но даже кредит ничего в данной ситуации не изменит. Все равно "Бетрансгаз" рано или поздно частью "Газпрома" станет. Ибо никакого другого природного газа кроме российского в его трубах не было и не будет.