Банковский кризис в стакане воды. Но волна накроет всех?

Проблемы с ликивидностью у российских банков начались еще до отзыва лицензии Содбизнесбанка
Истерические колебания на рынке межбанковского кредитования продолжаются. Банкиры перестали говорить об успехах в деле привлечения средств населения. Президент успокаивает народ как умеет — уже хорошо, что слово "зачистка" не сопровождалось "сортиром". Одним словом, все атрибуты зарождающегося кризиса налицо. Самым простым объяснением кажется инцидент с Содбизнесбанком. Но на самом деле скандал всего лишь выступил катализатором, в результате чего проявились недостатки отечественной банковской системы. Оказалось, что кризис может быть вызван неумелыми действиями нескольких чиновников.

Вопрос, разразится ли банковский кризис, активно обсуждается уже несколько лет. Случающиеся примерно раз в 3-4 года финансовые катаклизмы приучили россиян, что стабильность и благополучие кредитных учреждений — явление временное.

Поводом для текущей уверенности в неизбежности кризиса послужили события, развернувшиеся вокруг Содбизнесбанка. Напомним, что все началось в середине мая, когда стало известно о приказе ЦБ, отзывающем лицензию у этого кредитного учреждения. Казалось бы, процедура отзыва лицензии — обычное дело для главного банка страны, который регулярно чистит ряды от недобросовестных или просто неудачливых банков. По данным ЦБ, на I квартал было отозвано 289 лицензий (в основном у кредитных организаций, не представлявших финансовую отчетность). Но ситуация с Содбизнесбанком однозначно не вписывалась в привычную картину, что и породило нервозную обстановку.

Начнем с того, это первый случай, когда в качестве основания для такой жесткой меры выдвигается нарушение статей закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (в простонародье — закон "об отмывании"). Во-вторых, с точки зрения финансовых показателей Содбизнесбанк выглядел весьма сбалансированным. В-третьих, за последний год банк обзавелся сенсационным количеством вкладчиков (менее чем за год количество средств на депозитах физических лиц выросло почти на порядок) и его закрытие без финансовых причин не могло не вызвать бури протеста граждан, доверивших банку свои средства.

Наконец, российские финансовые "компетентные органы" пригрозили, что Содбизнесбанком дело не ограничится. О чем 15 мая и заявил глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ, она же финансовая разведка) Виктор Зубков.

Выступая на сессии Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF), открывшейся в Париже 15 мая, он порадовал присутствующих тем, что в так называемом "черном списке" банков, подозреваемых в отмывании преступных доходов, находятся еще 10 кредитных организаций.

Банки замерли в ожидании, кто же будет следующим. И, не дождавшись разъяснений финансовых разведчиков, сами назначили следующую жертву, которой стал банк "Кредиттраст". На основании слухов об общем с Содбизнесбанком владельце эти два кредитных учреждения связали воедино и решили, что не выживут оба. Благо косвенные доказательства тому имелись: в тот момент в банке проходила проверка ЦБ.

Пытаясь минимизировать риски, собратья по бизнесу закрыли кредитные линии "Кредиттрасту". А это в конце концов привело к тому, что банк не смог или не захотел расплатиться по своим обязательствам по досрочному выкупу облигаций.

Однако еще до того, как финансовые институты дружно отказали в кредите доверия "Кредиттрасту", сразу же после отзыва лицензии у Содбизнесбанка, банки первого круга закрыли или сократили лимиты на МБК всем своим "подозрительным" коллегам. Поэтому когда в конце мая ставки на межбанке с 2-3% взлетели до 25%, объяснение напрашивалось само собой — инцидент с Содбизнесбанком породил кризис на МБК. Эту версию охотно растиражировали СМИ, заговорившие о практически неизбежном банковском кризисе, а заодно решили "устроить дефолт" на рынке корпоративных облигаций. Банкиры кризиса опасаются, но не так печально смотрят в свое будущее. А чиновники ЦБ и вовсе заявляют, что возможность кризиса — выдумки. Так кто же прав?

Кризис в стакане воды
Объективно говоря, экономических предпосылок, о чем активно говорят представители ЦБ, для кризиса нет: цены на нефть, хоть и упали, но остаются на высоком уровне и Михаил Фрадков совсем не выглядит человеком, готовящимся объявить дефолт (хотя злые языки и поговаривают, что именно для этой цели его призвали в премьер-министры). В любом случае в условиях слабой и нестабильной экономики причиной для кризиса может послужить любой серьезный внешний фактор. Например, дестабилизирующая политика ЦБ. Поэтому полностью исключить возможность кризиса нельзя.

Сторонники идеи, что кризиса не миновать, в качестве подтверждения своей позиции приводят проблемы на межбанке. Обстановка там действительно далека от спокойствия: банки первого круга продолжают проявлять осторожность в вопросе кредитования своих "братьев меньших". Те, в свою очередь, отказывают в кредитах своим клиентам, а чтобы восполнить дефицит ликвидности, готовы брать межбанковские кредиты под огромные проценты. Но дело тут не в Содбизнесбанке — вернее, не только в нем. Дело в том, что проблемы на межбанке начались еще до отзыва лицензии этого кредитного учреждения.

Например, к концу апреля ставки выросли до 12-15% для банков первого круга и до 30% - для учреждений второго круга. "Я не стал бы говорить, что резкое повышение ставок в конце мая связано только с проблемами Содбизнесбанка, — считает вице-президент банка "Авангард" Константин Зырянов. — Скорее события с этим кредитным учреждением — один из факторов, повлиявших на нестабильную ситуацию с процентными ставками МБК. После долгого периода спокойствия, продолжавшегося последние 2-3 года, мы уже наблюдали всплески ставок в конце апреля. Но и исключать, что Содбизнесбанк стал дополнительным аргументом и прибавил к росту ставок в мае процентов пять, тоже нельзя".

С этим мнением согласен и аналитик банка "Зенит" Данила Левченко. "Естественно, что неприятные инциденты с Содбизнесбанком и "Кредиттрастом" оказала влияние на текущую ситуацию на МБК, — говорит господин Левченко. — Из-за этих событий последовала нервная, даже, я бы сказал, несколько истеричная реакция рынка с ростом ставок. Но, как бы события ни развивались, на мой взгляд, этот фактор краткосрочный. При любом раскладе долго он действовать не будет. В течение июня мы, конечно, будем еще наблюдать и двузначные ставки, и огромные спрэды".

По словам Данилы Левченко, безотносительно всей суеты вокруг Содбизнесбанка и "черных списков" ставки понемногу начали расти еще с конца марта. А перед майскими праздниками они зашкаливали за 20%. "Можно говорить о факторе конца месяца, конечно. Но длительное время этот феномен не наблюдался. Дело в том, что ликвидность банковской системы просто серьезно упала в последние месяцы. Если зимой сумма средств на корреспондентских счетах и депозитах находилась на уровне 0,5 трлн руб., то к маю этот показатель снизился вдвое. Естественно, ставки пошли вверх, дополнительно подогреваемые сформированными политическими заявлениями руководства Банка России и девальвационными ожиданиями. Поэтому даже если скандал с Содбизнесбанком затухнет в течение ближайших двух недель, то собственно низкая ликвидность никуда не денется. Если, конечно, в монетарной политике не будет очередного разворота. В любом случае рассчитывать, что мы вернемся к ставкам зимних месяцев этого года на уровне 1% годовых, не приходится. Если не последует очередных скандалов, то ставки будут на уровне 5-6% годовых", — сказал аналитик банка "Зенит".

В качестве одной из причин дефицита ликвидности называется реэмиссия, которую провел ЦБ в апреле, изъяв из обращения 140 млрд руб. для снижения инфляции. Не могла не повлиять и ситуация на мировых валютных рынках, где со дня на день ожидается повышение ставки ФРС США — и, соответственно, укрепление доллара.

Без паники, господа банкиры!
Реальным основанием для кризиса может послужить только паника, которая возникла из-за неопределенной политики ЦБ, который якобы начал борьбу с недобросовестными банками. Непонятно, почему специалистам Банка России невдомек, что неопределенность, возможно, и помогает заработать спекулянтам на фондовом рынке, но для банковской системы она гибельна. В этом смысле ЦБ сделал все, чтобы штиль, установившийся на рынке банковских услуг, остался приятным воспоминанием.

Вначале господин Зубков заявляет о существовании "черных списков", а через две недели берет свои слова обратно, заявив, что списков как таковых нет. А уже на прошлой неделе заместитель председателя ЦБ Андрей Козлов, который стал рупором главного банка в этой истории, опять заявляет о том, идет модернизация банковского сектора, основной задачей которой является освобождение от слабых банков.

Сейчас для банков очень важно понять — является ли инцидент с Содбизнесбанком частным случаем показательной порки зарвавшегося банка. В этом случае особых последствий для системы не будет. Разве только что банки, проводящие сходные операции, начнут тоньше работать.

Существует очень убедительная версия, свидетельствующая о частном характере дела Содбизнесбанка. По слухам, которые воспринимаются на рынке банковских услуг как доказанный факт, реальным владельцем Содбизнесбанка является некий бизнесмен Александр Слесарев, который на волне перестроечных процессов сделал капитал на "обналичке". Считается, что он также создал банк "Кредиттраст", который продал почти два года назад представителям Олимпийского комитета.

Оба банка создавались для проведения столь важных для российской экономики операций по обналичиванию. Но рано или поздно каждый банк хочет стать солидным. Поэтому в ход была запущена масштабная рекламная кампания, состоявшая из двух частей. Первая — имиджевая, со слоганом "Мы любим работать", имела целью повысить репутацию Содбизнесбанка среди клиентов и коллег. Вторая — потребительская, рекламирующая высокие ставки по депозитам, которые на 3-5% превышали ставки, самых щедрых банков.

Видимо, решив, что этого достаточно для солидного кредитного учреждения, по существующей на банковском рынке версии (разумеется, недоказуемой), Слесарев перестал "дружить" с "кем надо" в ЦБ. Расплата последовала незамедлительно. В пользу этой версии говорит хотя бы тот факт, что еще осенью прошлого года ЦБ мог отозвать лицензию у Содбизнесбанка, причем на тех же основаниях.

Напомним, что в рамках дела о похищении и убийстве гендиректора "КамАЗ-Металлургии" Виктора Фабера под стражей оказался бывший председатель правления Содбизнесбанка Сергей Реусов. Всего же тогда уголовному преследованию подверглись шесть должностных лиц этого кредитного учреждения, через которое якобы были обналичены 10 млн руб., предназначенные для выкупа господина Фабера. Однако осенью ЦБ не проявил интереса к отзыву у банка лицензии. Хотя ситуация была подходящей — и юридические, и физические лица начали забирать из этого кредитного учреждения свои средства. И на этом фоне никто бы не удивился желанию ЦБ ликвидировать банк. Но тогда такого желания почему-то не возникло.

Так что если ЦБ на данном этапе продемонстрирует взвешенный подход, то ситуация должна постепенно сойти на нет и обойдется без кризиса. Но только в том случае, если господин Козлов не сделает какого-нибудь очередного заявления или не объявит о ликвидации банка, не связанного с Содбизнесбанком и "Кредиттрастом". Впрочем, обвинять только ЦБ в панике, царящей на рынке, было бы несправедливо. Банкиры и сами немало сделали, чтобы подлить масла в огонь.

Волна чернухи
Как рассказали "Фокусу" банкиры, первые две недели после отзыва у Содбизнесбанка лицензии основная часть рабочего времени уходила на попытки раздобыть "черные списки" по своим каналам. Никому из опрошенных "Фокусом" не удалось обнаружить и следа мифических списков. Но механизм был запущен: банкирам понравилось разыгрывать шпионские страсти.

Неизвестно откуда появились документы, претендующие на то, что они и есть эти списки, и начали гулять по банкам. Как поведал на условиях анонимности один из банковских сотрудников, свои версии списков приносили даже клиенты. Очевидно, что это еще нельзя рассматривать иначе как недобросовестную конкуренцию. Однако после объявления о самоликвидации "Кредиттраста" черный PR набрал обороты: появилась информация об аресте руководства ГУТА-банка, которая тут же была и опровергнута, о проблемах в Академхимбанке.

Поэтому вряд ли банки смогут обвинить исключительно ЦБ, если на волне разгоревшейся паники юридические и физические лица начнут забирать свои средства из кредитных учреждений. Явно не стоило усугублять и без того напряженную обстановку. Хотя, по данным "Фокуса", значительного оттока средств клиентов с депозитов банков пока не наблюдается.

"Хочется думать, что паники на рынке нет, — рассказал заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев. — Рынок ждет разрешения ситуации. Если клиенты Содбизнесбанка быстро и хотя бы по номиналу получат свои средства, то происшествие быстро забудется и не окажет значительного влияния на доверие к банковской системе. А учитывая, что 26 июня первый транш кредитных учреждений вступит в систему страхования вкладов, есть шансы на благополучное разрешение ситуации".

Многострадальные вкладчики Содбизнесбанка имеют все экономические основания для надежды на благополучное завершение своих финансовых опытов. И это несмотря на то, что обязательств у банка достаточно много. По итогам I квартала этого года Содбизнесбанк распоряжался 2,265 млрд руб. юридических и физических лиц. Причем прирост осуществлялся за счет частных вкладчиков, поскольку количество средств на депозитах "юриков" практически не увеличилось. В самом банке такую активность "частников" объясняют высокими процентными ставками по вкладам.

"Финансовые показатели банка кроме как очень хорошими не назовешь, — уверен советник фирмы "Специальные технологии информации и консалтинга" (СТИиК) Евгений Пономарев. — По соотношению суммарных обязательств и чистых активов картина, которую демонстрировал Содбизнесбанк, редка даже для крупных, солидных банков. Если суммарные обязательства по данным за I квартал составляли 4,318 млрд руб., то чистые активы — почти 6,6 млрд руб. А собственный капитал покрывал почти половину суммарных обязательств. Можно сказать, что даже если все клиенты банка предъявили бы ему сразу все обязательства, то он почти все их смог бы выполнить".

Казалось бы, никаких проблем быть не должно. Правда, мы пока не живем в цивилизованной стране, где хорошо работают законы. Эксперты считают, что вкладчики могут не получить своих средств, если будет произведен вывод активов. С таким большим кредитным портфелем (70% активов у Содбизнесбанка — кредиты) сделать это несложно. Вывести средства могли как управленцы самого Содбизнесбанка, которые в любом случае будут в этом обвинены, так и ликвидаторы, которые считаются самыми высококлассными специалистами по выводу капиталов.

Уроки кризиса
Как учит древнеримское право, любое событие, особенно носящее криминальный оттенок, нужно рассматривать с точки зрения "Что? Где? Когда? Кому выгодно?". Тогда будет понятно, кто его инициировал. В ситуации с Содбизнесбанком римское право не действует — не могли же, в конце концов, древние законодатели учесть специфику менталитета российского банковского чиновника. Выигравшие получат свои дивиденды, не приложив рук к инициации отзыва у банка лицензии.

"Ситуация играет на руку Сбербанку и другим государственным банкам, — полагает Данила Левченко, — поскольку они защищены от разного рода действий надзорных органов. Частные лица, которые не будут стремиться к положению вкладчиков Содбизнесбанка, могут предпочесть доверить свои средства госбанкам. Неприятность этого эпизода состоит в том, что для рядового вкладчика под подозрение попадает любой частный банк. Чтоб хоть как-то обелиться, очевидно, сейчас у банков, заинтересованных в привлечении средств "физиков", сильно повысится мотивация пройти фильтр Банка России по допуску в систему страхования вкладов".

Сегодняшний кризис для Сбербанка выгоден не только притоком вкладчиков. Дело в том, что сейчас в системе страхования вкладов крупнейший банк страны находится на "привилегированном" положении. Для вкладчиков Сбербанка будут сохраняться государственные гарантии, пока количество средств на депозитах не упадет до 50% (сейчас этот показатель чуть более 60%) от общего числа (но в любом случае действовать госгарантии будут до 2007 г.). Если сейчас владельцы лишних денег начнут переводить свои средства в Сбербанк (а судя по очередям в его отделениях, процесс уже пошел), то он на три ближайших года от досрочного вхождения в систему страхования вкладов будет застрахован.

Вообще, ситуация с Содбизнесбанком стала хорошей, хотя, судя по всему, и не нарочитой рекламой системе страхования вкладов. По данным ЦБ, на 9 июня 2004 г. ходатайства о вступлении в систему страхования поступило от 424 банков, а это 36% кредитных учреждений, имеющих лицензию на привлечение средств физических лиц во вклады. Проверки проходят в 119 банках. А 34 кредитных учреждения уже прошли проверку. Вероятно, на эту цифру стоит приблизительно ориентироваться в определении количества первого транша банков, которые с 26 июня будут включены в систему страхования вкладов. Любопытно то, что основной приток заявок, по данным "Фокуса", пришелся на июнь, когда ежедневно в ЦБ начало поступать сотни ходатайств.

И последнее. При правильной политике даже кризисную ситуацию можно обернуть во благо. События с Содбизнесбанком еще раз продемонстрировали слабость банковского сектора и необходимость серьезных реформ. Например, аналитик ИФК "Солид" Елена Каширина уверена, что обострение проблем на МБК вызвано фактическим кризисом доверия банков друг другу. Если бы банки имели сильную позицию, то на них не оказал бы такого влияния внешний фактор, каким стали действия ЦБ.

"По заявлению Standard & Poor's, — говорит госпожа Каширина, — для российского банковского сектора характерны: отсутствие четкой, достоверной информации о бенефициарных владельцах банков, широко распространенная практика кредитования связанных сторон, высокая концентрация ресурсной базы и кредитных рисков, что в целом снижает эффективность надзора и создает риски для всей банковской системы".

Действительно, в необходимости изменений слабой банковской системы никто не сомневается. Но делать это надо аккуратно, а главное, не в отрыве от других отраслей экономики. Нестабильная экономика, благополучие которой полностью зависит от цен на нефть, не может обеспечить развитие стабильной банковской системы. К тому же далеки от совершенства и выбранные ЦБ средства. Ни запугивание "черными списками", ни закрытие всех "помоечных" банков, ни Стратегия о развитии банковского сектора, содержащая сентенции, переписываемые правительственными чиновниками из год в год, не способны улучшить состояние банковской системы.

Анна Каледина, "Русский фокус"

Обсудить