Совершенно секретная нефть

British Petroleum заявляет, что запасы российской нефти составляют 60 млрд баррелей. Эта достаточно скромная цифра наводит на мысль о том, что вовсе не случайно в России в феврале 2004 года вступил в силу закон, объявляющий сведения о запасах нефти в стране государственной тайной. Реальные запасы нефти и газа в России оказались не так велики, как это представлялось воспаленному воображению российской политической элиты. А при существующих темпах экспорта нефтересурсов, Россия в обозримом будущем вполне может стать импортером нефти.

Видимо поэтому, президент РФ Владимир Путин утвердил 11 ноября 2003г. специальным законом номер ФЗ-153 изменения в ст.5 ФЗ "О гостайне", включив в перечень сведений, составляющих гостайну, сведения об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых РФ. Список природных ресурсов, сведения о которых засекречены, был определен специальным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. за номером 210. Согласно этому списку, к таковым отнесены "сведения о балансовых запасах в недрах нефти и растворенного в нефти газа".

Хотя, возможно, все было гораздо проще, и поскольку в нашей стране никогда, никому и ничего точно неизвестно, особенно в таких дремучих областях как геология, то чтобы не мучаться с установлением точного объема запасов, решено было его засекретить, и дело с концом.

Федеральный закон за номером 153 вступил в силу по истечению 3 месяцев со дня его официального опубликования, т.е. в феврале 2004 г. Отсюда вытекает, что любое официальное лицо, вроде бывшего и нынешнего руководства МПР, Минпромэнерго, премьера-министра и самого президента, неоднократно излагавшее публично, или в печати, сведения о запасах нефти в закромах родины, и осведомленное о принятии ФЗ за номером 153, должно понести суровую ответственность. Можно надеяться, что ФСБ доложит общественности о том, какую ответственность понесут вышеуказанные должностные лица перед законом.

Любопытно, что информация о запасах нефти в России регулярно публикуется компанией British Petroleum в ее ВР Statisticаl Review. По сообщению агенства Media-Press со ссылкой на ВР, опубликованному на сайте RusEnergy 19 апреля 2004 года, подтвержденные запасы нефти в России составляют 60 млрд баррелей, ежедневная добыча на июнь 2003 г. — 7 млн 698 тыс. бар, потребление — 2 млн. 469 тыс. бар. Для сравнения: подтвержденные запасы нефти в Иране, не самом главном ее производителе, по данным агенства SHANA, составляют 130 млрд баррелей, добыча — 3 млн. 729 тыс. бар. в день, потребление — 1 млн. 350 тыс. бар. в день.

Сравнение весьма неутешительное для "кремлевских мечтателей", так что им есть, что скрывать.

Характерно, что в поправке к закону "О гостайне" говорится не только о запасах, но и об объемах добычи, производства, транспортировки углеводородов, а в перечне — только о запасах. Если бы был принят расширенный перечень, то можно было бы посадить в тюрьму уже не только все правительство РФ, с окружающими его аналитиками всех мастей, но и любого из журналистов, пишущих на "углеводородные" темы.

По сообщению Gazeta.ru, подобные планы по дальнейшему засекречиванию нефтяной отрасли весьма активно бродят в кулуарах правительстве. Новый глава МПР Юрий Трутнев, коллега нынешнего президента по обладанию соответствующим даном по каратэ, уже отказал в аккредитации при МПР всем иностранным журналистам.

А акционеры НК "Сибнефть" предлагают зафиксировать в уставе НК положение, согласно которому совладельцу фирмы не будут предоставляться сведения, содержащие гостайну. Прежде всего данное положение коснется иностранного менеджмента и владельцев компаний, и хорошо вписывается в эскалацию темы "секретности", корректировки режима инвестиций, выдавливания иностранцев из нефтяной отрасли, и превращения, по эффекту бумеранга, нашей страны в жупел агрессивности, непрозрачности и коррупции.

Не бесполезно будет также напомнить, что согласно тому же ФЗ "О гостайне", ст.7, не подлежат отнесению к гостайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, состоянии экологии, об угрозах безопасности и здоровью граждан, а также о фактах нарушения законности органами госвласти и их должностными лицами. Более того, деятельность чиновников по такого сорта засекречиванию, наказывается по закону.

Александр Сутягин, проект "Мониторинг БТС"/Беллона СПб

Обсудить