Минфин России предложил отменить упрощенную систему налогообложения ряду компаний

Десятью тысячами законов по ма-а-аленькому бизнесу

Российский малый бизнес продолжает испытывать давление. Министерство финансов предложило отменить упрощенную систему налогообложения компаниям, где работает более десяти человек, а годовой оборот выше шести миллионов рублей. О последствиях принятия такого закона в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал член президиума ОПОРЫ РОССИИ Юрий Савелов.

— Расскажите о новом предложении минфина. Чем оно обернется для малого бизнеса?

— Это инициатива даже не минфина, а некоторых губернаторов, которые обратились почему-то в минфин. Идея простая. У нас сегодня порог льготного налогообложения — 60 миллионов рублей в год, 100 работников. С этим законом мы работаем года два. Коммерсанты уже к этому привыкли. Согласно исследованию, которое провела организация ОПОРА РОССИИ, до 90 процентов людей, которые торгуют, имеют оборот больше десяти миллионов. То бишь они автоматически не попадают под льготное налогообложение.

У нас в 90-х — начале нулевых годов дух предпринимательства был один к двум. То бишь каждый второй хотел стать предпринимателем. Сейчас же из 100 человек, наверное, пятерых не найдете. Молодежь хочет стать чиновниками — поближе к деньгам и власти. Кто постарше — тоже уже нахлебались с бизнесом, хотят получать свою зарплату и поспокойней жить. И дух предпринимательства постепенно угасает, что неприятно всем и особенно опасно для страны.

А этими законами мы сразу уменьшаем армию предпринимателей. Если это примут, что произойдет? Например, есть три-четыре магазина где-то в сельском поселке, торгуют они в год на 10-15 миллионов каждый магазин. И выплачивают свои шесть процентов с продаж. А сейчас, если в десять раз уменьшат, придется платить, как все: НДС, налог на прибыль и все остальные налоги, все-все-все. И не упрощенка — все это надо считать, значит, заносить в баланс.

— Для сельского магазина это абсолютно неподъемная нагрузка.

— Да. Тогда кому-то придется закрыться, кто-то уйдет в тень. Но некоторые губернаторы инициируют, минфину плевать на это. Плевать на последствия, на то, как это отразится на людях. Минфину главное — наполнить казну. Но наполнится ли она? Вот посчитали, что якобы наполнят в 2015 году еще на десяток миллиардов, но в 2016-м уже точно наполнять-то некому будет, потому что коммерсантов не останется. Кто будет налоги платить? Сначала, может быть, чуть-чуть наполнится. А потом-то? Потом-то — все.

Совсем недавно пример был, когда в два раза подняли только страховые взносы, и до полумиллиона человек ушли в тень или вообще закрылись. А вроде сумма-то небольшая совсем была — 17 миллионов, стало 34. А здесь-то она — огромная! Здесь вообще непонятно что может произойти. Все коммерческое сообщество устало за последние десять лет. Столько было принято законных актов, подзаконных, каких-то распоряжений премьер-министров, президентов, связанных с малым и средним бизнесом. Если все считать — более десяти тысяч законов. Представляете?!

— Более десяти тысяч законов и распоряжений — это ужасно.

— Как работать в этих условиях? Коммерсанты сейчас только на упрощенке привыкли, строят какие-то планы: "Если еще один магазинчик открою, в 60 миллионов уложусь. Надо открывать. Буду работать, у меня есть перспектива развития". А тут ему говорят: "Вот, подожди. Теперь уже с шести миллионов, а у тебя больше. Так что будешь платить все налоги". Так ему лучше вообще закрыться, чем второй магазин открыть.

— Сейчас-то как раз на фоне импортозамещения надо и сельские магазины вместе с хозяйством поднимать. Потому что страна переходит на внутренние ресурсы, как нам объявили. И должны трактора все выйти в поле, работать. А с порогом в шесть миллионов, наоборот, и фермерам невыгодно будет. Тоже почти все закроются.

— Совершенно верно, это вот все прямо автоматом происходит. Как в басне, лебедь, рак и щука. Одни говорят, давайте помогать, другие — в небеса, третьи — в воду тянут. И никто это не может соединить. Выходит, допустим, министерство торговли и промышленности с хорошей инициативой, минэкономразвития ее поддерживает, а минфин говорит: "Нет, у нас нет денег на этот проект, чтобы поддержать ту инициативу". А проект-то грамотный: и рабочие места, продукция отечественная, и развитие, и налоги, — все, что хотите. Но не поддерживают.

— Так кто больше всего препятствует?

— Кроме минфина, Центральный банк часто свое слово говорит, тоже с казной связанное. Налоговая служба. Я имею в виду, тоже иногда инициативы какие-то, связанные с налогами, не приветствует. В основном все в них упирается. Минфин, налоговая служба, Центральный банк — в их противодействие мы обычно упираемся при тех или иных инициативах по льготам или преференциям. Вот мы хотели на старте для предпринимателей сделать налоговые каникулы. Опять же эффект в перспективе был бы очень хороший.

Я был в Китае, встречался с предпринимателями в 90-е — нулевые годы. Например, разговаривал с предпринимателем в Шанхае. Он шил куртки "Аляска". Я спросил у него про налоги. А он и говорит: "Да не плачу вообще никаких налогов". — "Как же так?" Он говорит: "Ничего не плачу. Вот я взял в аренду бесплатно у государства землю, построил ангары". У них зимы нет. "Машинки завел. За машинки мне надо будет заплатить, потому что они в лизинге на долгий срок". Электроэнергию ему половину суммы оплачивают местные власти. Продолжает рассказывать: "И вообще не знаю, что такое налоги, моя задача — заплатить зарплату людям. Вот работают у меня 500 швей". У них там большие фабрики швейные. "Вот я им плачу зарплату. И все — меня никто не трогает, я в районе своем лучший предприниматель".

Сейчас у них уже, конечно, по-другому. Но ведь бизнес уже окреп, развился. А начинающим они так же помогают. У нас такого никто не может допустить даже в мыслях, чтобы вообще ничего не платил предприниматель. А там сделали льготы на начальном этапе. Через три года он уже расширится, у него появится приличный капитал для дальнейшего развития, он уже за рубеж продукцию поставляет и начинает частично платить налоги, потом больше и больше. А если у него не получается выйти на хорошую рентабельность, он просто пишет заявление, и ему еще на два года продляют освобождение от налогов. Но не больше пяти лет, для того чтобы он как раз развил производство, приобрел связи, опыт. Очень хорошо это.

Кроме того, то же швейное производство во всем мире считается социальным. Там прибыль небольшая, но очень много людей работает. То есть это на потоке все, на массовости, чистая социалка. Если в регионе не хватает рабочих мест — ставят швейные фабрики. И все люди заняты. Потому что научиться шить не так сложно.

— А вот почему у нас, кстати, не прошел этот закон о налоговых каникулах? Ведь столько шума было.

— Я сам пару статей давал. Вот он не прошел у нас, потому что недоберет бюджет десять миллионов долларов. А то, что растащат на госзакупках, на закупках корпораций, несравненно больше — никто не считал, никого не волнует.

А ведь если бы дали налоговые каникулы года на два, бизнесменов стало бы намного больше — у нас была бы армия предпринимателей. И они платили бы в бюджет. В том числе и к тому же региону, который сейчас инициирует этот бредовый закон. Последствия никто не просчитывает. Очень непрофессионально. Недальновидно. Просто глупо.

— Но есть какой-то свет в конце туннеля?

— Да, давайте завершим на позитиве. Потому что дальше жить не хочется, если на негативе. Теперь, после ввода санкций, задача простая. Мне понравилось, как Дмитрий Анатольевич стучал кулаком по столу и говорил: "Никакого импорта больше". Я надеюсь, до них дошло. Нельзя же сводить всю промышленность огромной страны к одному "Газпрому". Здесь же целое непаханое поле. Я думаю, это даст толчок.

И программы сейчас разрабатываются, предложения рассматриваются. Не так все быстро, как хотелось бы, но работа пошла. Надо переключаться, идти в новом направлении, надо вкладывать деньги в реальный сектор. Строить, помогать. Государственно-частное партнерство расширять. Надеюсь, все будет хорошо. Если, конечно, такие убийственные для бизнеса законы не будут принимать. Я думаю, этот закон не пройдет.

Минэкономразвития уже выступило против. Неплохие там министр и специалисты, они примерно знают, что делать. Сейчас им немножко руки подразвяжут. И министр промышленности и торговли тоже знает, программ у него много. Я думаю, сейчас дело пойдет, действительно пойдет. Главное, чтобы не тормозили.

P.S. Интервью с Юрием Савеловым состоялось за несколько дней до заседания правительства, на котором был одобрен долгожданный законопроект о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей. Согласно решению правительста, налоговые каникулы будут действовать в 2015-2020 годах для всех физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Беседовала Мария Сныткова

Читайте также:

Страшны не санкции, а их отмена

Алексей Кокорин: Бизнесу главное — не мешать

Как супермаркеты спаслись от коммунистов

Правительство готовит налоговое харакири

Как санкции оживили скучающую Россию

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить