Минэкономразвития вслепую помогает беднякам

МЭР - министерство без портфеля и рычагов?

Министерство экономического развития снова выступило с пессимистичным прогнозом касательно будущего россиян. В этот раз чиновники МЭР рассказали, что уровень бедности в 2015 году вырастет на 1,4 процента. Что год будет тяжелый, для россиян не секрет, ведь он начался с взлета цен. Но что было сделано теми же министрами для улучшения качества жизни?

Причинами обеднения населения министерство экономического развития, как нетрудно догадаться, называет снижение доходов и повсеместное удорожание продуктов, связанное с девальвацией рубля и в целом с экономическим упадком. Еще в декабре 2014 года Росстат сообщил, что реальные располагаемые денежные доходы населения (это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в ноябре упали на 4,7 процента в сравнении с ноябрем 2013 года, а с начала года — на 0,3 процента. Настолько существенно население не беднело даже в кризисном 2009 году, когда реальные доходы населения выросли на 2,1 процента. В первые месяцы текущего года никаких положительных тенденций замечено не было, тот же Росстат сообщил о падении доходов населения в феврале на 0,6 процента.

А вот еще несколько печальных цифр от Росстата: инфляция в России с 17 по 23 марта составила 0,2 процента, с 1 по 23 марта — 0,7 процента, с 1 января по 23 марта — 6,9 процента В годовом выражении инфляция к 23 марта достигла 16,7 процента, а в целом в феврале цены выросли на 2,2 процента против 3,9 процента в январе.

"Скорее всего, цифры по инфляции, которые публикует Росстат, являются очень заниженными, — поделился с Pravda.Ru своим мнением член совета Банка БКФ Максим Осадчий. — Особенно в столичных городах, где очень большая зависимость от импортных товаров. В столичных городах мы имеем значительно более высокий уровень инфляции за счет большей доли импорта в магазинах, в том числе продовольственных товаров. Поскольку рубль обвалился в два раза, по импортным товарам мы наблюдаем двукратный рост цен. Импортозамещения сильного мы не наблюдаем, за исключением сыра, нижайшего качества, из России и Белоруссии. Так что эти цифры Росстата по уровню инфляции, которые они публикуют, очень сомнительны. Фактическая инфляция в столичных городах — это десятки процентов. Поэтому и сокращение реального дохода населения не соответствует этим цифрам. По крайней мере, в столичных городах мы должны наблюдать более существенный рост бедности".

В общем-то, быстрого импортозамещения в сегменте продовольствия ожидать было бы глупо, если учесть, что Россия далеко не та страна, где круглый год могут в открытом грунте расти овощи, а мясное скотоводство далеко не та отрасль, которой хватит даже полугода для существенного наращивания объемов продукции. Поэтому в российских магазинах на данный момент можно найти такие овощи, как, например, марокканские помидоры, которые очевидно стоят дороже европейских, находящихся под запретом, и дороже не только из-за курсовой разницы, но и из-за логистических затрат на их доставку.

Между тем, интересно, что министерство экономического развития, предсказывая рост бедности, не сообщает о каких-либо мерах, которые могли бы эту бедность предотвратить. И если контроль за инфляцией — это дело Центробанка, то ответственность МЭР, помимо прочего, заключается в привлечении инвестиций и развитии государственно-частного партнерства. То есть, в поддержке бизнеса. А бизнес в России и до кризиса был в крайне плачевном состоянии. Сегодня же, в условиях роста налоговой нагрузки и дефицита иностранных инвестиций, не только малый и средний, но даже крупный бизнес переживает не самые простые времена. Предприниматели, работающие во всех сегментах российской экономики, будь то машиностроение, сельское хозяйство или другие, вынуждены замораживать крупные проекты. Более того, иностранный бизнес в России останавливает свои производства. Безусловно, это приводит к потере рабочих мест тысячами россиян. Пессимистичные прогнозы МЭР в этой связи можно рассматривать как признание собственной бесполезности как государственного органа…

Pravda.Ru спросила у экспертов, что было сделано чиновниками из минэкономразвития для улучшения качества жизни в России в последние годы.

"В отличие от ЦБ и от минфина, у МЭР нет каких-либо рычагов воздействия, у них нет ключевой ставки. Они не могут, например, размещать на депозитах средства, как минфин в банках. Поэтому непосредственных рычагов влияния на экономику страны у МЭР нет. Они могут воздействовать более словесными интервенциями. Конечно же, прогнозы они должны делать, это их прямая задача, но такова действительность, что у них никаких реальных рычагов воздействия на экономику нет", — ответил Максим Осадчий.

Директор Центра экономического и финансового консультирования "ЦЭФК ГРУПП" Олег Александров все же отметил некоторую положительную сторону деятельности минэкономразвития.

"В последние два года, во-первых, было принято более 40 государственных программ, в том числе и в социальной сфере, несколько программ, непосредственно связанных с защитой населения, оказания поддержки социально не защищенным гражданам и инвалидам, в частности, государственная программа — "Доступная среда". Там социальная защита населения. Там выделяются достаточно большие суммы непосредственно, как на пособия, так и на всякие технические средства реабилитации, санатории, путевки и т.д. В этом отношении делается достаточно много. Кроме того, в антикризисный план совсем недавно попали параметры, которые, прежде всего, защищают именно социальные статьи бюджета, даже в некотором плане их увеличивают сейчас. Поэтому, с моей точки зрения, никакой серьезной опасности для ухудшения состояния показателей, связанных с бедностью населения, конечно, в ближайшее время не предвидится. Будет реализован оптимальный сценарий", — рассказал Олег Александров.

В заключение, можно отметить, что вышеназванные программы и меры направлены конкретно на помощь населению, находящемуся на грани бедности, тогда как не обозначено ничего, что могло бы дать россиянам хотя бы шанс зарабатывать больше и улучшить социальный статус. А для достижения этой цели в первую очередь необходимо поднять условия для ведения бизнеса на принципиально новый уровень. В частности, это касается малого и среднего предпринимательства, которое гораздо ближе к населению, чем чиновники, а потому является гораздо более эффективным механизмом для решения проблемы бедности.

Читайте также:

Контрсанкции России. "А был ли мальчик?.."

Сработает ли антикризисный план МЭР

Бюджетно-финансовые гадания не сбываются

"Мусорным" рейтингом Россию не напугать

Дмитрий Абзалов: время простых решений ушло

Автор Елизавета Польская
Елизавета Польская — журналист, внештатный корреспондент отдела экономики Правды.Ру
Обсудить